21 марта 2019 04:34
фото: dic.academic.ru

Весна новой дороги

Продолжаем цикл публикаций, приуроченный к 120-летию Красноярской дороги.
Рубеж зимы и весны для исторического календаря магистрали – пора особая, ведь в эти дни отмечается одна из важных дат: 28 февраля 1936 года – момент, когда впервые на транспортной карте страны появилось название «Красноярская железная дорога».

Решение о создании магистрали принял руководивший в те годы железнодорожной отраслью сталинский нарком Лазарь Каганович. В соответствии с его приказом №19Ц, на карте страны появились сразу три новых дороги: из состава Восточно-Сибирской выделилась Красноярская, а Уссурийская магистраль разделилась на Амурскую и Дальневосточную.

1930-е годы были временем ускоренной индустриализации страны. Железнодорожный транспорт за темпами роста экономики не поспевал. Новые объёмы перевозок, которые во много раз превышали дореволюционный уровень, оказались неподъёмными. В таких условиях и было принято решение разукрупнить отрасль и создать на карте СССР несколько новых магистралей.
Красноярская дорога простиралась от Мариинска до Тайшета, в этих границах она работает и сейчас. Руководитель магистрали Арий Мирский стал первым начальником дороги, но занимал этот пост всего несколько месяцев. Уже в сентябре его сменил Александр Ломакин, который также руководил магистралью совсем недолго. Оба они нашли свою гибель в сталинских репрессиях.

Тем не менее, дело преобразования железнодорожного транспорта в енисейских краях шло на лад. Уже к началу следующего года дорога сумела по многим показателям превысить среднесетевой уровень. По объёму перевозок в 1937 году СССР вышел на второе место в мире после США.

В эти годы в городе были возведены Дворец культуры железнодорожников, стадион «Локомотив», открыто подразделение одноимённого спортивного общества, заработала Дет-ская железная дорога. Началась одна из масштабных строек первой волны индустриализации – второй путь железнодорожного моста через Енисей. Создана была и газета «Красноярский железнодорожник».

Управление новой дороги располагалось по адресу Ленина, 70, на перекрёстке с улицей Вейнбаума. Однако за несколько месяцев в Красноярске открылись более двух десятков контор всевозможных дорожных служб, от путейцев и машинистов до бухгалтеров и снабженцев. Новым сотрудникам нужны были рабочие кабинеты, а места в здании для всех не хватало. В итоге срочно был заказан проект большого комплекса управления дороги. В Красноярск прибыл один из ведущих архитекторов Советского Союза Андрей Крячков. Он разработал план коренной реконструкции центра города, куда вписал управление дороги и ещё четыре крупных административных здания. Примечательно, что план этот получил признание на мировом уровне. Он был удостоен Гран-при и золотой медали на Всемирной Парижской выставке 1937 года. Реализации проекта помешала война, но он всё же был воплощён в жизнь позднее, в 1950-х годах. Современным красноярцам он знаком как архитектурный ансамбль площади Революции. Кстати, по проекту здание управления дороги должно было иметь высокую башню в юго-восточном углу, где сейчас располагается главный вход.

Образованная в 1936 году Красноярская магистраль существовала ровно четверть века. В 1961 году настала пора очередных административных инициатив, и дорогу вернули в состав Восточно-Сибирской магистрали (откуда она вновь выделилась только 20 лет спустя, в 1979-м). Тем не менее, с 30-х годов XX века сохранилось значительное наследство: прежде всего, крупнейшие дорожные хозяйства и службы, которые ведут свою летопись именно с той поры.
Артем Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31