25 мая 2019 09:01
фото: архив "КЖ"

Женское дело

Продолжаем цикл публикаций, приуроченный к 120-ле-тию Красноярской дороги.
В преддверии Международного женского дня уместно вспомнить о том, каков он – женский вклад в железнодорожную историю. Тем более что у нашей магистрали в этой летописи есть особенная страница.

Долгое время женщин с железной дорогой связывала только первая буква. Но при прокладке Транссиба ситуация во многом изменилась. Рабочих рук в Сибири, на тот момент весьма слабо заселённой, не хватало. Поэтому допускалось принимать женщин на должности конторщиков, переписчиков, счетоводов, чертёжников, билетных кассиров. Однако в конторах дорог количество женщин не должно было превышать 10%. А в связном ведомстве циркуляром предписано было «на каждых шестерых телеграфистов иметь не более одной штатной дамы».

К началу ХХ века на железных дорогах России работали уже 24,6 тысячи женщин.

В 1914 году случился первый выпуск «девичьих техников»: курсисток, окончивших Женский политехнический институт по специальности инженеров путей сообщения. Вскоре началась Первая мировая война, многих железнодорожников забрали на фронт, и наступило самое время вспомнить об эмансипации. В эти годы русских барышень можно было встретить во всех транспортных хозяйствах. Стали брать их и в ряды путейцев, и в ремонтники.

Первой женщиной, которой доверили подержаться за рычаг давления пара, стала Зинаида Троицкая. Дама эта, действительно, имела идеальную железнодорожную биографию. У неё не только оба родителя работали на транспорте, она даже родилась не где-нибудь, а прямо в депо на станции Москва-Сортировочная. А паровоз ей доверили в канун 8 марта в 1935 году.

Но вернёмся из столицы в нашу губернию, где появилась первая в истории страны дорога, построенная по женской инициативе. Это линия Ачинск – Абакан, проложенная в 1913-1926 годах по проекту минусинской предпринимательницы Веры Баландиной. Ей принадлежат не только смелый замысел, но и главная роль в лоббировании идеи в ведомстве путей сообщения Российской империи. Она же выделила большую часть средств для начала строительства.

Сегодня на Красноярской дороге 48 станций носят названия женского рода. В том числе и Заозёрная – грузовое сердце магистрали, и Иланская, и горная Джебь, и таёжная Карабула.
Артем Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31