22 марта 2019 11:51
фото: Артем Яковлев

Северная автоматика

На станции Лесосибирск введена в строй новая система электрической централизации

Для самой северной точки Красноярской магистрали нынешний декабрь стал историческим. В этом месяце завершился перевод работы станции на электрическую сигнализацию (ЭЦ). Официальный запуск работы Лесосибирска в новом режиме произошёл 19 декабря в 14.00 по московскому времени. Итоги первой недели работы показали: «полёт» нормальный, станция работает без сбоев.
– Работа системы ЭЦ на станции базируется на основе микропроцессорной централизации Ebilock-950, – рассказывает заместитель начальника станции Артём Коньков. – Эта система обеспечивает управление стрелками, светофорами и другими объектами на станции из единого центра, то есть напрямую из диспетчерской. И если при ручном режиме на перевод стрелок требуется от минуты и более, то в автоматическом достаточно пары секунд.

Перевести Лесосибирск на электрическую централизацию на Красноярской дороге планировали ещё в конце прошлого века. Ведь станция – один из крупнейших грузовых узлов магистрали. Первые попытки такого перехода были предприняты в 1990-х, однако так и не были реализованы из-за отсутствия финансирования. Но промышленная перезагрузка севера края, произошедшая в это десятилетие, потребовала модернизации станции.

По поручению руководства дороги в течение по-следних месяцев здесь развернулась большая работа. Установили 66 маневровых светофоров, поменяли нумерацию путей, оборудовали устройствами электрической централизации 24 стрелочных перевода в южном парке и свыше 40 – в северном.

Оптимизация маневровой работы в Лесосибир-ске велась также за счёт совершенствования существующих технологических процессов. Так, на станции разработана и реализуется технология перестановки составов из северного парка в южный маневровым порядком с сокращённым опробованием автотормозов. Там выделен и закреплён на постоянной основе дополнительный третий маневровый тепловоз для обработки партнёрских путей необщего пользования.

В этом году в Лесосибирске реализован и один из крупнейших на полигоне дороги проектов бережливого производства с суммарным годовым экономическим эффектом в несколько сотен тысяч рублей. Его авторы, специалисты Красноярской дирекции по управлению терминально-складским комплексом, предложили возможность погрузки вагонов сыпучими грузами без участия маневрового локомотива с применением лебёдки.

В целом, как оценивают специалисты дирекции по управлению движением, внедрение централизации на станции позволит ускорить маневровую работу на 25%, при этом суммарная экономия от ускорения маневровой работы составит 15,3 млн рублей в год. Перерабатывающая способность станции увеличится до 620 вагонов в сутки. Суммарный экономический эффект для ОАО «РЖД» за счёт сокращения текущих затрат превысит 25 млн рублей ежегодно.

– Раньше здесь у нас стоял гигантский пульт, произведённый ещё в шестидесятые годы прошлого века, – проводит экскурсию по обновлённому зданию поста ЭЦ инженер станции Елена Мирошкина. – Сейчас «ветерана» мы отправили на «пенсию», а управление дежурные ведут с помощью единой компьютерной системы. Каждому на монитор подаётся общая картина по станции со всеми необходимыми параметрами. Кроме того, в диспетчерской установлен ещё один общий дублирующий монитор, благодаря которому можно оценивать общую ситуацию. В новой системе работать и быстрее, и удобнее. Для такой станции, как Лесосибирск, это актуально.

Начальник смены Надежда Листвягова планирует общую работу станции, а её помощник Андрей Лакомкин заведует маневровыми передвижениями.

Объём работы у движенцев Лесосибирска, дей-ствительно, маленьким не назовёшь. Манёвры на станции ведутся почти непрерывно. В Лесосибирске 15 приёмо-отправочных путей, от станции отходит более десятка подъездных веток к различным городским предприятиям. Стоит иметь в виду также, что станция является одной из самых протяжённых на магистрали.

В начале прошлого десятилетия Лесосибирск-1 и Лесосибирск-2 были объединены (и стали соответственно северным и южным парками), а общая протяжённость станции составила более шести километров.

Ежемесячно из Лесосибирска отправляется свыше двух тысяч грузовых вагонов. Станция обеспечивает свыше 20% отправки лесных грузов магистрали, причём цифры эти ежегодно растут. Ожидается, что по итогам 2018 года совокупный объём отгрузки по станции составит около 2,7 млн тонн. А к 2025 году общий грузооборот станции прогнозируется в объёме 3,3 млн тонн.

– Для лесной отрасли края Лесосибирск, без малейших преувеличений, может быть назван ключевой точкой, – отмечает президент Союза лесопромышленников Красноярского края Олег Дзидзоев. – Эта станция обеспечивает отправку лесных грузов из Енисейского, Северо-Енисейского и Мотыгинского районов и показывает стабильно высокую динамику. Такого результата удалось добиться не только за счёт роста лесозаготовок, но и благодаря успешно выстроенным деловым отношениям между железнодорожниками и представителями лесной отрасли.

Свою продукцию через Лесосибирск отправляют многие ведущие предприятия лесопромышленного комплекса. В этом числе Лесосибирский ЛДК №1, Новоенисейский лесохимический комплекс, ООО «Сиблес».

Лесосибирск – одна из трёх станций дороги, на которой формируются маршруты ускоренных контейнерных поездов. Эта услуга новая, но уже востребованная у региональных грузоотправителей. И если десятилетие назад основной массив перевозок составлял круглый необработанный лес, то сегодня всё большую долю занимает обработанная продукция – пиломатериалы и пеллеты. Ожидается, что доля эта будет расти и в дальнейшем. В частности, только на базе Лесосибирского ЛДК №1 в ближайшие годы планируется создать новое лесохимическое производство с предполагаемым объёмом выпуска до 500 тыс. тонн переработанной продукции в год. Первый этап этого производства – технологическая линия для производства топливных гранул – введён на предприятии в эксплуатацию на прошлой неделе при участии губернатора Красноярского края Александра Усса. Мощность нового цеха составляет 70 тыс. тонн в год, причём основная часть готовой продукции пойдёт на экспорт.

В ходе модернизации станции железнодорожники не забыли также о пассажирах и пешеходах. Одним из крупных новых объектов транспортной инфраструктуры Лесосибирска стал новый пешеходный переход с автоматической звуковой и световой сигнализацией. Для безопасности он оснащён длинными S-образными сходнями с перилами. На этом участке пути ежедневно переходят порядка 200 человек, в том числе школьники.

В наступающем 2019 году в расписание лесосибирского вокзала вернётся пассажирский поезд до столицы края. Об этом сообщил председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи Законодательного собрания края Владимир Демидов. В краевом бюджете 2019 года предусмотрено выделение финансирования на запуск поезда пригородного сообщения с пассажирскими вагонами в направлении Красноярск – Ачинск – Суриково – Лесосибирск.

– Одной из задач этого направления является развитие туристического сообщения в преддверии празднования в 2019 году 400-летнего юбилея Енисейска, – указал Владимир Демидов. – Но более важные факторы – это социальная значимость рейса и повышение транспортной доступности. Жители Бирилюсского, Пировского и других районов получат возможность в комфортных условиях, в удобное время добраться до медицинских учреждений, культурных объектов, учебных заведений краевого центра.
Артем Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31