17 сентября 2019 23:38
фото: архив "КЖ"

Четверть века в пути

Приказ Министерства путей сообщения о выдаче аттестата на присвоение поезду №55/56 сообщением Красноярск ‒ Москва категории «фирменный» датирован 10 декабря 1993 года. Именно тогда и было установлено название «Енисей», ставшее знаковым для тысяч пассажиров.
Четверть века назад это известие застало поездную бригаду 55-го под руководством Галины Ходаковой в пути.

‒ Радости не было предела, ‒ вспоминает Сергей Поливкин, который в тот момент был ещё совсем молодым работником, но уже ездил в одной из самых лучших бригад резерва проводников вагонного депо. ‒ Мы уже тогда работали на «пять с плюсом» с предоставлением услуг повышенной комфортности и всегда с улыбкой от души.

Сегодня, спустя 25 лет, Сергей – начальник этого поезда, который является визитной карточкой не только Енисейского филиала АО «ФПК», но и всей Красноярской магистрали.

Как всё начиналось? С ответом на этот вопрос смог помочь только тот, кого называют «отцом «Енисея», в те годы ‒ начальник пассажирского вагонного депо, а ныне почётный железнодорожник, ветеран магистрали Александр Дремухин. Поезд «родился» и рос до статуса фирменного под его руководством.

‒ В то время началось негласное соревнование среди фирменных поездов МПС, ‒ рассказывает Александр Григорьевич. ‒ От Владивостока до Москвы была известна и популярна «Россия» с вагонами тёмно-красного цвета. У соседей с Восточно-Сибирской дороги был «Байкал» сообщением Иркутск ‒ Москва, очень красивый, в сине-голубой гамме. Нам тоже нужно было показать класс.

«…Изумрудные вагоны, оснащённые фирменной начинкой, будут отличаться превосходным сервисом, чтобы достойно представлять свой родной край и город Красноярск на всём пути до Москвы-матушки», ‒ писали в те годы газеты.

А у касс выстраивались очереди за билетами на «Енисей». Пассажиры ценили его скорость и удобное время прибытия в столицу.

‒ Позже по Красноярской железной дороге запустили «Тайгу», которая связывала Красноярск с Лесосибирском и «Красный Яр» до Новосибирска, ‒ вспоминает Александр Дремухин. ‒ Все эти поезда были комфортабельными. Пассажиры, бывало, разувались при посадке, увидев красивые ковровые дорожки в вагонах.

Но «Енисей», разумеется, всегда оставался визитной карточкой, для жизнеобеспечения, эстетики и безопасности которой трудилась вся пассажирская служба дороги. Подбирался самый лучший подвижной состав. Сначала, правда, не хватало вагонов класса СВ, которые по нормативам должны быть в составе фирменного поезда. За ними поехали в столицу.

‒ Нам выделили 12 вагонов СВ, которые уже «нагулялись» по Москве, но их срок эксплуатации ещё позволял ходить в «фирме», ‒ продолжает разговор «отец «Енисея». ‒ Потом мы объявили конкурс на лучшее оформление салонов. Колер для вагонов подбирали на Красноярском химкомбинате, шторы отшивали на шёлковом комбинате. Постельное бельё, обязательно цветное, заказывали отдельно.

А в качестве завершающего штриха подобрали музыкальное оформление, звучавшее на вокзале во время посадки пассажиров. Тут требовался марш, классика. Александр Дремухин предложил «Прощание славянки». И отправление «Енисея» действительно впечатляло!

Позднее в поезде оборудовали видеосалон, сделали детское купе ‒ творческих замыслов и идей было реализовано множество. Создание фирменного стиля и следование ему – хлопотный процесс, в котором нет мелочей. Качество и вид постельных принадлежностей, ковровых изделий и штор, детали интерьера, оформление маршрутных досок, форма проводников, набор услуг – абсолютно всё обсуждалось на технических советах, с привлечением специалистов, художников-оформителей.

Но результат был оценён по достоинству. В Москве на выставке, где каждая дорога представляла образцовый вагон, экспертная комиссия только качала головами. «Красноярцы сделали всё по самым высоким стандартам», ‒ был их вердикт.

Текущая работа тоже была кропотливой. К подготовке вагонов этого поезда в рейс допускались только профессионалы высоких разрядов. Лариса Марткачакова, тогда начальник резерва, отвечала за подготовку проводников и формирование бригад.

‒ Приоритетно отбирали молодых проводников с опытом работы не менее года, не имеющих ни одного замечания и взыскания, ‒ объясняет Лариса Ивановна. ‒ Они проходили специальное обучение по работе с пассажирами и сервису в вагоне фирменного поезда. Кстати, экзамены по итогам таких курсов принимала комиссия управления дороги. Один раз в год проводники подтверждали свою аттестацию. Было сформировано десять поездных бригад.

За экипировку состава ответственным был Алексей Каменев, Валерий Бухтояров – за электрохозяйство, за техническое состояние – Владимир Голубков. За каждым поездом закрепили заместителей начальника депо, отвечавших за состав.

Неудивительно, что при таком подходе к делу из пятёрки лучших фирменных поездов на сети красноярский «Енисей» никогда не выходил. И сегодня он успешно продолжает свой путь по железным дорогам России.
Татьяна Касьянова