27 мая 2020 06:45

27 мая 2020 06:45

фото: Надежда Морозова

Контроль должен быть оперативным

Временные затраты на медицинские осмотры необходимо сократить

Человек – самое уязвимое звено во всех технологиях. И в таком сложном производственном процессе, как перевозки по железной дороге, вопросы сохранения здоровья работников являются приоритетными среди основных направлений деятельности. Ведь здоровье железнодорожников – это, прежде всего, безопасность пассажиров и грузов. Отсюда и жёсткий профессиональный отбор специалистов, и забота о сохранении их профессионального долголетия. Лишних мер и мелочей здесь не бывает.
О том, как выстраивают работу предприятия магистрали с негосударственными учреждениями здравоохранения (НУЗами) и какие проблемы возникают при организации и прохождении медицинских осмотров, состоялся серьёзный разговор в Боготоле, на выездном заседании Региональной оперативной комиссии под председательством начальника дороги Владимира Рейнгардта.

Открывая совещание, он сделал акцент на важности и значимости железнодорожной медицины, снижающей производственные риски и обеспечивающей безопасность производственного процесса.

– Нам необходимо не просто обозначить проблемы, возникающие в этой сфере, а выработать совместные действия по их устранению, – подчеркнул Владимир Рейнгардт.

По словам начальника региональной дирекции медицинского обеспечения Виктории Родионовой, строгий контроль за здоровьем железнодорожников начинается ещё на стадии приёма на работу. Это функция врачебно-экспертной комиссии (ВЭК), которая и далее не выпускает из поля зрения тружеников железнодорожных предприятий.

– В соответствии с Трудовым кодексом, работодатель обязан за счёт собственных средств проводить обязательные предварительные медицинские осмотры при приёме сотрудников на работу, а также периодические – в течение всей их трудовой деятельности, – отметила Виктория Родионова. – Негосударственные учреждения здравоохранения, расположенные на полигоне Красноярской магистрали, проводят экспертизу профессиональной пригодности, периодические, предварительные, а также предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, психиатрическое освидетельствование. Кроме того, организуют работу по профилактике заболеваний и обследования раз в пять лет в центре профпатологии НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Красноярск» с целью выявления профессиональных заболеваний.

Строгий медицинский контроль не служит цели «выбраковки» людей со слабым здоровьем, а напротив, направлен на то, чтобы помочь сохранить трудоспособность работника, продлить его профессиональную деятельность. Благодаря такому вниманию к здоровью сотрудников уровень профнепригодности составляет менее одного процента. Большинство людей годны, и если они ещё и придерживаются рекомендаций, ведут здоровый образ жизни, то, безусловно, сохраняют своё профессиональное долголетие.

Ещё одна цель медицинских осмотров – исключить заболевания и состояния, которые могут повлиять на безопасность перевозочного процесса, то есть снизить риск возникновения чрезвычайных происшествий из-за человеческого фактора. И сегодня, когда на дороге внедряются новые технологии, к примеру, такие как вождение поездов в одно лицо, значимость медицинских комиссий возрастает в разы.

За пять месяцев этого года более 15 тысяч работников магистрали прошли медицинские осмотры, что на 11% превышает плановое задание.

Только в эксплуатационном локомотивном депо на станции Красноярск на медицинские комиссии было направлено 416 человек и затрачено более 2 млн рублей. Всего же в бюджете дирекции тяги на проведение медицинских осмотров предусмотрено более 33 млн рублей, а в дирекции инфраструктуры расходы на медицинское обслуживание в этом году составят 68 млн рублей.

Но, несмотря  на достигнутые положительные результаты, существует и ряд проблем.

– Раз в пять лет машинисты обязаны проходить медицинское освидетельствование по выявлению профессиональных заболеваний, – напомнила заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Абакан-2 по кадрам и социальным вопросам Елена Ручканова. – В настоящее время лицензия на проведение таких обследований на полигоне Красноярской дороги есть только у одного медицинского учреждения структуры ОАО «РЖД» – Центра профессиональной патологии НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Красноярск». Направляя в это лечебное учреждение машинистов из Абакана или Междуреченска, наше предприятие несёт большие затраты – нужно оплатить не только обследование, но ещё и проезд, а также время, затраченное на медицинское освидетельствование, в размере среднедневного заработка локомотивной бригады. Обследование одного машиниста со станции Междуреченск обходится предприятию почти в 36 тысяч рублей, причём затраты на проезд и проживание в три раза превышают стоимость самого обследования. А ведь в 2016 году более 200 работников эксплуатационного локомотивного депо Абакан должны пройти такое обследование.

Однако, по словам Виктории Родионовой, этот вопрос уже решён. Республиканская клиническая больница города Абакан получила лицензию на проведение подобных медицинских освидетельствований.

Говорили на совещании и о проблемах предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров. И если в локомотивном комплексе вопросов с прохождением ПРМО практически нет, то в дирекции инфраструктуры есть свои сложности. Так, на 12 станциях дороги до сих пор не решена проблема медицинского допуска выездных путейских бригад к работе.

– На этих станциях просто нет ни НУЗов, ни каких-то других медицинских учреждений, – подчеркнул главный инженер Красноярской дирекции инфраструктуры Евгений Шелохович.

В связи с этим он предложил выйти с инициативой и внести изменения в нормативную базу в части предоставления полномочий допуска к рейсу бригад дорожно-строительных машин руководителями среднего звена. Также, в целях оптимизации, предлагалось рассмотреть дистанционный метод прохождения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Однако Владимир Рейнгардт усомнился в правильности такого подхода и предложил разработать более надёжные и безопасные регламенты медосмотров.

Особое внимание участники Региональной комиссии уделили срокам прохождения ВЭК. Есть медицинские учреждения, где сроки прохождения составляют два, а то и три дня. Зачастую работники теряют много времени, просиживая в очередях к узким специалистам.

По мнению главного врача Дорожной клинической больницы на станции Красноярск Георгия Карапетяна, причины – в неэффективной организации.

– Это и несвоевременное предоставление списков, и позднее направление на медицинский осмотр, и некачественное оформление направлений, и направление работников на осмотр без предварительной записи, – пояснил Георгий Карапетян. – Кроме того, не соблюдают регламент и сами работники. Приходят на медосмотр без результатов обязательных исследований и без предварительной записи, не выполняют рекомендации предыдущего медицинского осмотра.

 Ещё одна серьёзная проблема – дефицит кадров.

– Вопрос укомплектованности специалистами стоит очень остро, – считает Виктория Родионова. – Даже при существующих преференциях и льготах найти специалистов, которые бы поехали в небольшие города, а в нашем случае – на отдалённые станции, очень сложно. Но мы продолжаем сотрудничать с Медицинской академией в этой сфере. Наша задача – качественное медицинское обслуживание и контроль состояния здоровья железнодорожников в любой точке магистрали.

По словам Виктории Родионовой, наибольший объём нагрузки на специалистов ВЭК отмечается с января по апрель. Если равномерно распределить прохождение ВЭК по всем месяцам года, то временные затраты на медицинские осмотры сократятся.

Второй важный момент – оптимизация самого регламента. Успешный опыт на магистрали уже есть. Как рассказал участникам заседания Региональной оперативной комиссии заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо на станции Красноярск-Главный Юрий Прохоров, в апреле 2016 гола в депо состоялось заседание рабочей группы, в которую вошли руководители и предприятия, и Дорожной клинической больницы на станции Красноярск. Результатом стал новый  структурированный регламент прохождения медосмотров.

– Согласно этому регламенту, наши сотрудники проходили медосмотр группами, в закреплённые за ними дни. Специалисты-кадровики дают человеку направление на прохождение медобследования, указывая конкретный день для посещения врачей, а медики разрабатывают систему талонов на приём к своим специалистам. Это позволило сократить время прохождения ВЭК с трёх до одного дня, – отметил Юрий Прохоров.

Одним из итогов боготольского совещания стало решение о внесении изменений в организацию работы ВЭК. Начальник дороги Владимир Рейнгардт дал поручение выработать график проведения медицинских осмотров таким образом, чтобы на них уходило не более одного дня.

Вторым блоком на совещании рассмотрели вопросы, касающиеся выполнения технической скорости, а также оптимизации расхода электроэнергии и дизельного топлива. За пять месяцев 2016 года по Красноярской дирекции тяги перерасход электроэнергии составил 15,592 млн кВтч. Как отметили участники совещания, превышение норматива сложилось по причинам в том числе и не зависящим от железнодорожников.

Начальник дороги дал задание разработать комплекс мер по выполнению норм удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, обратиться в Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) и на завод-изготовитель для решения технических проблем рекуперации. 
Олеся Мизинко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31