31 мая 2020 10:08

31 мая 2020 10:08

Дети иного мира

Детский дом в Сергиевом Посаде – пример социальной ответственности государства перед инвалидами

«И времени уже не будет». (Апок. 10, 6)
Увлечённые важными политическими и прочими событиями, поглощённые бытовыми заботами мы порой даже не подозреваем, что где-то по-соседству с нами существует совершенно иной, неведомый многим мир, в котором другие жизненные измерения, потребности, ценности…

 

На юго-восточной окраине Сергиева Посада расположено уникальное в своем роде учреждение – детский дом слепоглухонемых. Таких детских домов не только у нас в стране, но и за рубежом – единицы. Открыто упомянутое заведение было ещё в советское время, в 1962 году. Сейчас в нём находятся около 200 детей. Большинство воспитанников детского дома лишены зрения и слуха – самых главных органов чувств, с помощью которых человек воспринимает и познает Божий мир, имеет общение с окружающими его людьми.

 

Я неоднократно посещал этот детский дом и каждый раз как будто открывал новый континент. Оказалось, что и полные инвалиды детства не только общаются (разработан специальный язык общения через осязание с помощью ладони и пальцев рук), но и читают книги, рисуют, изготовляют поделки... Так же, как и здоровые дети, умываются, чистят зубы, делают зарядку, изучают по специальным методикам школьные предметы.

 

Имеют здешние воспитанники и духовное окормление. Более 15 лет существенную помощь детскому дому оказывает Троице-Сергиева Лавра. С её помощью в 2010 году на детдомовской территории построен и освящён великолепный храм в честь явления Божьей Матери преподобному Сергию Радонежскому. Богослужения совершаются в нём ежедневно. В жилом корпусе имеется небольшая домовая церковь. Дети вместе с воспитателями не только посещают церковные службы, но и бывают также в других приходах, совершают паломнические поездки. Иеромонахи Троице-Сергиевой Лавры – о. Мелитон и о. Феофилакт, – овладев языком жестов и знаков, проводят занятия в воскресной школе.

 

Со слов иеромонахов, общаясь с такими детьми, входишь в совершенно другой, непередаваемый обычными словами, мир. Господь открывает, на первый взгляд, границы невозможного. Есть дети, несомненно, духовно одарённые, с уникальными способностями и глубокой верой. Например, один воспитанник старшего возраста, который лишён зрения, но может слышать и говорить, охотно произносит своего рода проповедь в храме в конце службы, как это обычно делают священники.

 

Во всём мире уже накоплен определённый опыт реабилитации таких полных инвалидов, включения их в обычную жизнь.

 

Например, некоторым любителям литературы известно имя Елены Келлер – слепоглухонемой писательницы, которая родилась в Америке в 1880 году и является автором нескольких книг. Её жизнь – ярчайший пример высочайшего человеческого подвига. После тяжёлой болезни двухлетняя девочка лишилась зрения и слуха. Усилиями родителей и воспитателей в семилетнем возрасте овладела языком знаков, впоследствии научилась читать, писать и говорить. Она первой из слепоглухонемых окончила университет и получила высшее образование и степень бакалавра искусств. С помощью Божией, а она была глубоко верующим человеком, Елена так научилась чувствовать внешний мир и сопереживать, что достаточно было ей прикоснуться к чему-либо, чтобы понять происходящее. Независимостью, глубиной суждений и силой воли завоевала уважение многих людей. Она неоднократно выступала в конгрессе США с инициативами по проблемам инвалидов, общалась с американскими президентами, в частности, с Джоном Кеннеди.

 

Опыт её работы в системе образования и социальной поддержки упомянутой группы людей широко используется в мировой практике, в том числе в Сергиево-Посадском детском доме. В зависимости от структуры дефекта и возраста воспитанники распределяются по четырём отделениям: учебно-диагностическому, социально-коррекционному, учебно-реабилитационному, социально-трудовому.

 

Очень хорошо всё это заметно при посещении местного храма. Когда я присутствовал на богослужении, сразу обратил внимание на различные группки детей, находящихся вместе с педагогами на службе в разных местах храмового помещения. Прямо перед алтарем выделялись ребята старшего возраста. Они в основном глухие и немые, но в той или иной мере зрячие. Воспитательница жестами переводила службу на понятный им язык. Чуть поодаль, нестройным рядком лицом к алтарю, располагались дети, которые, видимо, слышат. Ближе к выходу стояли и сидели воспитанники, к каждому из которых периодически подходила воспитательница, брала за руку и осязательными знаками что-то сообщала. Кстати, в храме имеется несколько икон с рельефным изображением, изготовленных специально для незрячих.

 

Посещение такого храма никого не может оставить равнодушным. В этих детях-инвалидах словно отображена боль и неблагополучие всего нашего общества. Большинство воспитанников оставлены по тем или иным причинам родителями или взяты из неблагополучных семей. Однако имеются и исключения. Однажды во время моего очередного посещения детского дома мне довелось увидеть двух слепоглухонемых девушек-близнецов и общаться с их родителями. Девушкам было уже по 30 лет, и они жили в своей семье. На свет они появились вполне здоровыми, но примерно в годовалом возрасте перенесли заболевание. После осложнений и неправильного лечения лишились зрения и слуха. Девочек пришлось отдать в детский дом. Родители их постоянно навещали и постепенно научились общаться с ними с помощью знаков через прикосновение к ладоням рук.

 

Дома день у девушек чётко регламентирован. Утром они делают зарядку, убираются в комнате, готовят завтрак, совершают небольшой моцион, затем занимаются обычными домашними делами: стирают, вяжут, читают, мастерят какие-либо поделки… Все ли могут похвастаться этим, имея физически полноценных детей?

 

В настоящее время Сергиево-Посадский детский дом слепоглухонемых – это целый комплекс учебных корпусов и хозяйственных построек, занимающий территорию в более чем 11 гектаров. Все строения комплекса между собой соединены крытыми переходами, что позволяет говорить о нём как о весьма удобном социально-образовательном учреждении.

 

Многие годы детским домом руководит заслуженный учитель России Галина Епифанова. Она награждена международной медалью Анны Саливан, присуждаемой людям, внёсшим наибольший вклад в дело помощи слепоглухонемым. Напомним, Анна Саливан была первым педагогом и воспитателем выше упоминаемой Елены Келлер.

 

«Сила Божия совершается в немощи», – пишет святой апостол Павел (2 Кор. 12, 9). Наверное, поэтому на Руси инвалидов называли «убогими», то есть близкими к Богу.

 

Здешние воспитанники по-своему радуются, ищут внимания и любви, имеют привычки и наклонности. Многие из них не знают большого мира, поэтому им в значительной мере несвойственно чувство зависти.

 

Как бы то ни было, а посещение такого учреждения – хороший жизненный урок для любого человека. И после этого в сердцах невольно хочется воскликнуть: «Как мы не ценим великий дар Божий: видеть, слышать звуки, нормально общаться…»

 

Владимир Панков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31