19 февраля 2019 02:00

Экспресс-вагончик

Эту ветку не назовешь малодеятельной — все-таки именно на ней расположены станции Михайловский Рудник и Курбакинская, которые являются на Московской железной дороге грузообразующими. Что же касается пассажирского движения, здесь оно с трудом, но пытается соответствовать современным стандартам. Рельсовый автобус РА1 на линии Орел—Льгов считается ускоренным пригородным поездом. У него даже нумерация, как у московских «спутников», — семитысячная.

Машинист Сергей Голубничий и его помощник Дмитрий Разинков. (Фото автора)Эту ветку не назовешь малодеятельной — все-таки именно на ней расположены станции Михайловский Рудник и Курбакинская, которые являются на Московской железной дороге грузообразующими. Что же касается пассажирского движения, здесь оно с трудом, но пытается соответствовать современным стандартам.

 

Рельсовый автобус РА1 на линии Орел—Льгов считается ускоренным пригородным поездом. У него даже нумерация, как у московских «спутников», — семитысячная. А шеститысячные пригородные ходят по этому маршруту со всеми остановками и представляют собой тепловоз 2ТЭ10М с двумя пассажирскими вагонами. Экспресс базируется на льговском участке локомотивного депо Курск. И в Орел он отправляется со станции Льгов-Киевский в 10.28 по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям. Время в пути около четырех часов.

 

Я встречаюсь с локомотивной бригадой рельсового автобуса в составе машиниста Сергея Голубничего и его помощника Дмитрия Разинкова на станции Орел. Они сразу настороженно спрашивают: «С вами еще кто-то будет?» Тут же понимаю их беспокойство — кабина, в которой предстояло ехать до Льгова, оказалась весьма тесной. Да и других недостатков, как выяснилось позже, в этом инновационном транспорте хватает.

Но польза, которую приносит рельсовый автобус на этом маршруте, все же перевешивает отрицательные моменты.

 

Сергей Голубничий водит РА уже третий год. Переучиваться долго не пришлось. По его словам, управлять магистральными тепловозами, на которых он ездил последние 27 лет, гораздо сложнее. Пока длится стоянка в Орле, машинист успевает отрегулировать тормозной кран. Уже по прибытии упало давление в воздушной магистрали. Лучше все сделать сейчас, чем потом встать с заклинившими тормозами посреди поля. Очевидно, что РА1 рассчитан на вождение «в одно лицо», поскольку место помощника оборудовано обычным офисным стульчиком. Лобовое стекло сверху вниз пересекает большая трещина. «Кинули что-то», — с горечью говорит Сергей Голубничий.

 

Должны были отправиться в 15.00 часов, а сигнал и в 15.03 не открывается. «7001-й, РА1-0061, машинист Голубничий. Готовы», — напомнили мы о себе дежурной по станции. Наконец зажглись два желтых.

Посадка-высадка закончена, автоматические двери закрываются. Подав гудок, мы плавно, как скорый поезд, сдвинулись с места. Проехали станционные стрелки, опробовали тормоза и скоро достигли первой остановки — Лужки-Орловские.

 

Новые пассажиры поедут стоя, так как все 74 места для сидения уже заняты. Проводница Анна Ковалева проверяет билеты или оформляет их по существующей форме. По ее словам, многие отказываются платить, ссылаясь на отсутствие вентиляции и туалета. Проезд от Орла до Льгова стоит 210 рублей, то есть примерно рубль за каждый километр.

 

«Автобусная» остановка в Орле. (Фото автора)Атмосфера и вправду начала накаляться. За бортом под 30 градусов, а в салоне и того больше. Кондиционера здесь не предусмотрено. На пульте машиниста вижу тумблер «Вентиляция салона». Спрашиваю, можно ли включить, и слышу в ответ: «Можно! Вентилятор будет горячий воздух гнать...» Пользу двойных стеклопакетов на окнах и маленьких форточек можно оценить только зимой.

 

На станции Кромы останавливаемся, чтобы пропустить встречный тепловоз. В это время пассажиры спокойно выходят на улицу размяться, перекурить, сходить в туалет. Кстати, в Льгове в депо стоит трехвагонный РА2, в котором предусмотрены туалеты. Но, во-первых, они всегда закрыты, так как их некому обслуживать, а, во-вторых, сам состав не может пройти техобслуживание из-за отсутствия нужных специалистов.

Вообще, в Льгове сетуют на то, что рельсовые автобусы ходят на энтузиазме локомотивных бригад, которые самостоятельно проводят мелкий ремонт. В этом смысле в депо хвалят бывшего машиниста-инструктора Валерия Костромина, который взял шефство над РА.

 

Из-за опоздания 15-минутная стоянка в Михайловском Руднике была сокращена. Летом назначили новые остановки, а график подкорректировать забыли, поэтому приходится нагонять. Но в Льгов в итоге пришли по графику.

Довольно большое расстояние мы преодолели на скорости 95 км/ч. При этом, как говорит машинист Голубничий, РА позволяет здорово экономить топливо. Если на тепловозе на этом расстоянии сожгли бы тонну, то здесь около 200 литров, соответствующих, кстати, стандарту ЕВРО-2. Это важно и для здешней изумительной природы. Локомотивная бригада была искренне удивлена, когда я рассказал о том, что на откосах Мосузла специально сажают траву. Здесь она растет сама по себе и ее сочетание с полевыми цветами дает куда более поразительный и притягательный эффект.

Михаил Кузьминов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28