21 ноября 2019 07:16
21 ноября 2019 07:16

Жемчужина среднего Подмосковья

Вокзал в городе Пушкино один из старейших на Московской магистрали. Его история тесно связана с открытием в 1862 году железнодорожного движения на участке Москва – Сергиев Посад. В то время идея строительства железной дороги Москва – Ярославль принадлежала московскому профессору Фёдору Чижову.<br />

Вокзал в городе Пушкино один из старейших на Московской магистрали. Его история тесно связана с открытием в 1862 году железнодорожного движения на участке Москва – Сергиев Посад. В то время идея строительства железной дороги Москва – Ярославль принадлежала московскому профессору Фёдору Чижову.

 

Промежуточная станция

 

Проектом заинтересовались московские деловые круги. Вскоре при их участии было образовано акционерное общество Московско-Ярославской железной дороги. Оно стало первым в России частным предприятием без участия иностранного капитала. В мае 1859 года был опубликован устав общества, председателем которого стал известный московский профессор Фёдор Чижов.

 

В следующем году было начато грандиозное строительство одноколейного пути до Сергиева Посада. Пробная поездка по вновь построенной линии была совершена 22 июля 1862 года. Официальная комиссия освидетельствовала одноколейку и заключила, что рельсовый путь хорош, мосты прочны. Водоснабжение обеспечено. Телеграф в действии, станционные дома удовлетворительны для приёма пассажиров...

 

Станция Пушкино стала одной из промежуточных на пути следования поездов. Со временем здесь построили вокзал на каменном фундаменте и под железной крышей. Когда его возвели точно, – сегодня уже никто не знает. Обычно называют два варианта: 1903 – 1905 годы и 1915 год. Однако некоторые историки склонны считать, что вокзал первоначально соорудили в конце XIX века.

 

В старинном путеводителе, выпущенном в 1897 году, здание вокзала описывается следующим образом.

 

«На 28 версте от Москвы расположена станция III класса. Это большое каменное здание с двумя залами: одна – для пассажиров I и II классов и другая – для пассажиров III класса. При первой — буфет с холодными закусками и горячими кушаньями... Возле станции всегда к приходу поезда являются извозчики, парные и одноконные, которыми можно пользоваться для сообщения с окрестными дачными местностями и селами».

 

В начале XX века рядом с вокзалом возвели ещё одно железнодорожное сооружение, ставшее впоследствии символом города, – водонапорную башню для паровозов. Однако надобность в ней довольно скоро отпала, – уже в 20-е годы железную дорогу электрифицировали. Городские власти сохранили башню, и представить облик современного Пушкино без неё нынче уже невозможно.

 

До столицы за полчаса

 

Сегодня вокзал оброс строительными лесами – реставраторы реконструируют его фасад.

 

– Работы начали нынешним летом, – пояснила и.о. начальника пушкинского участка производства ярославского направления Центральной пригородной пассажирской компании Ольга Хвостова. – Строители обещают сделать лицевую часть вокзала в цветовых тонах ярославского направления. Ну а пока реставрация в полном разгаре, жизнь на вокзале продолжается.

 

– После недавней реконструкции станции из Пушкино в Москву и обратно стал курсировать скоростной электропоезд «Спутник», – рассказала и.о. технолога пушкинского участка производства Наталья Кобылина. – Теперь пассажир сюда может добраться менее чем за полчаса!

 

Корреспондент «Московского железнодорожника» поговорил с пассажирами, которые ждали на вокзале прибытие электрички. Что интересно, – более старшее поколение с ностальгией вспоминает, что в застойные времена годовой проезд от Пушкино до Москвы стоил 16 руб. 50 коп. Сегодня стоимость месячного абонемента – около двух тыс. руб., а годовая цена проездного документа – более 23 тыс. руб.!

 

Впрочем, если вспомнить времена Ивана Мамонтова – одного из организаторов акционерного общества Московско-Ярославской дороги, – то тогда проезд стоил и вовсе сущие копейки. Как говорится, пришли другие времена, настали иные реалии...

 

Второе дыхание

 

В связи с увеличением пассажиропотока вокзал обретает второе дыхание. Если в минувшем году он «пропускал» 11 тыс. 400 пассажиров в сутки, то в нынешнем – 13 тыс. 800! А год-то ещё не закончился. В целом среднегодовой прирост пассажиропотока за последние семь-восемь лет составляет 10–15%.

 

Естественно, растёт и выручка от проданных билетов. В октябре на вокзале должны вместе с выпадающими доходами (компенсируемыми из бюджета) получить 43 млн 860 тыс. руб. выручки. По сравнению с минувшим годом эта цифра увеличилась на 10%. Пока коллектив вокзала выполняет это задание на 100%. Существует уверенность, что до конца месяца оно будет успешно реализовано.

 

Увеличение количества пассажиров связано в основном с двумя факторами. Во-первых, в Пушкинском районе в положительную сторону изменилась демографическая кривая: хоть и не намного, но прирост населения опережает смертность. Во-вторых, Пушкино – это среднее Подмосковье, где цены на недвижимость гораздо ниже, чем в столице и даже близлежащих Мытищах. Поэтому средний российский класс активно покупает жильё в экологически чистой жемчужине Подмосковья!

 

Ну а железная дорога с одним из старейших вокзалов была и остаётся своего рода нервом, который связывает столицу с близлежащими городами.

 

Факты: Более 10 лет в Пушкино проживала известная участница Октябрьской революции Инесса Арманд. С давних пор улицы города и его окрестности словно раскрытый учебник литературы. Здесь жили М.Шолохов, А.Гайдар, М.Кольцов, И.Ильф и Е.Петров, Якуб Колас, В.Маяковский, М.Пришвин и многие другие.

 

Виталий Каркешкин

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31