11 ноября 2019 23:19
11 ноября 2019 23:19

Четверо за одного

На прошедшей в сентябре IX международной выставке InnoTrans в Берлине, представлявшей новейшие разработки в сфере рельсового транспорта, посетители обнаружили магистральный дизельный локомотив, приводимый в движение не одним и даже не двумя, а сразу четырьмя моторами.<br />

На прошедшей в сентябре IX международной выставке InnoTrans в Берлине, представлявшей новейшие разработки в сфере рельсового транспорта, посетители обнаружили магистральный дизельный локомотив, приводимый в движение не одним и даже не двумя, а сразу четырьмя моторами.

 

Демонстрировал новинку Петер Юст, инженер компании Bombardier Transportation, возглавлявший группу разработчиков этого локомотива на заводе в Касселе (Германия). Он пояснил, что по звуку четырёхмоторный тепловоз скорее напоминает грузовой автомобиль, поскольку конструкторы и в самом деле использовали двигатели, разработанные для дорожной техники, конкретно – для строительных машин.

 

В двигательном отсеке – четыре отдельных блока, в каждом из которых – по шестицилиндровому дизелю. Такая блочная конструкция существенно облегчает техобслуживание, ремонт и при необходимости замену двигателей. Блоки крепятся на отдельных рамах и могут быть порознь подняты из машинного отделения через крышу, и, если на место отказавшего опустить исправный, – можно ехать дальше. Такая процедура занимает меньше времени при ремонте, обходится значительно дешевле, и, главное, тепловоз не сходит с линии.

 

Железной дороге, по мнению авторов, выгоднее закупить несколько запасных двигателей для локомотивов блочной конструкции, чем осуществлять техобслуживание и ремонт специальных тепловозных дизельных двигателей высокой мощности в специально отведённых местах.

 

Но и это ещё не всё. До сих пор считалось, что, чем меньше моторов, тем меньше расход топлива, однако кассельские инженеры компании Bombardier опровергают и этот тезис. Специально спроектированная система управления обеспечивает оптимальный режим работы моторов с наивысшим коэффициентом полезного действия – вплоть до полного отключения двух или даже трёх блоков, если в какой-то момент в них нет необходимости. А это позволяет заметно снизить расход топлива.

 

Важная деталь: блочная конструкция позволяет использовать и другие, в том числе более мощные двигатели, и даже превратить дизельный привод в гибридный, если заменить один из моторов аккумуляторной батареей.

 

Сама по себе идея установки на локомотиве двух двигателей вместо одного отнюдь не нова: в 50-х и 60-х годах прошлого века практически все магистральные тепловозы были оборудованы двумя моторами. Однако потом восторжествовало мнение, что один большой двигатель дешевле и в производстве, и в эксплуатации, чем два двигателя поменьше. Эту точку зрения долгое время разделяли и инженеры компании Bombardier. Но когда перед ними встала задача спроектировать привод, отвечающий более строгим экологическим требованиям, они сделали ставку на новую платформу, получившую название TRAXX Multi-Engine. Таким образом появилась возможность использования стандартных двигателей, серийно выпускаемых промышленностью.

 

В Bombardier решили отказаться и от разработки собственных моторов специально для железнодорожного транспорта, и от экологической доводки изделий других производителей. Ведь модифицировать эти моторы в соответствии с вступающими в силу со следующего года новыми экологическими нормами крайне сложно, а значит, и очень дорого. Между тем используемые ими двигатели для строительных машин уже с завода удовлетворяют всем строгим требованиям.

 

По словам Мартина Хенке, главы отдела железнодорожного транспорта Объединения немецких транспортных предприятий (VDV), железнодорожники вступают в совершенно новый мир в сфере технологий локомотивных приводов. Он обеспечивает большую гибкость в эксплуатации и сулит высокую энергоэффективность.

 

Мария Афанасьева

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31