21 февраля 2020 21:55

21 февраля 2020 21:55

Казачий монастырь, – словно сказочный город

Случилось это в начале 1570-х годов. Устав от боев и походов, донской казак Матвей искал уединения и покоя и с желанием очистить душу оставил придонские степи, отправившись по течению реки Цны на север. Он решил обосноваться в шацких землях, в глухомани, заселённой мордовскими язычниками. Срубил часовенку, скит и стал жить пустынником, вознося молитвы Богу.<br />

Случилось это в начале 1570-х годов. Устав от боев и походов, донской казак Матвей искал уединения и покоя и с желанием очистить душу оставил придонские степи, отправившись по течению реки Цны на север. Он решил обосноваться в шацких землях, в глухомани, заселённой мордовскими язычниками. Срубил часовенку, скит и стал жить пустынником, вознося молитвы Богу.

 

Пустынь донца Матвея

 

Сначала бывший казак вёл отшельническую жизнь. Но через некоторое время к нему потянулись другие отшельники, в большинстве своём тоже бывшие удальцы-казаки. Матвей стал осваивать мордовский язык, вести с идолопоклонниками беседы, приобщая к вере Христовой и окрестив 20 человек из числа местных. Однако не всё шло гладко у новоявленного проповедника. В православие крестились в основном женщины и дети, мужчины же противились новой вере, препятствуя ему нести людям слово Христово. Тогда Матвей обратился к рязанскому епископу Леониду, испросив его благословения на строительство на месте скита православной обители. В 1573 году пустынник Матвей был посвящён в иеромонаха, принял иноческое имя Матфей и занялся обустройством новоучреждённой пустыни. Эта дата и считается годом основания обители.

 

Монастырь нарекли во имя Святителя и Чудотворца Николая, а Чернеевским он стал называться, поскольку стоял в дремучем чернолесье. В народе, да и во многих документах, обитель вплоть до начала XIX века, именовалась Матфеевой пустынью. Активное участие в её жизни принимали донские казаки.

 

По велению Ивана Грозного

 

Язычники продолжали сопротивляться миссионерской деятельности иеромонаха Матфея, и пришлось искать защиты у московского царя. В грамоте Ивана Грозного от 15 февраля 1583 года говорилось: «Бил челом нам от Шацких ворот, с диких поль, от церкви Святителя и Чудотворца Николая, что в Черни, тоя церкви черный поп Матвей з братьею...» Государев указ возложил защиту монастыря на шацкого приказчика Юрия Дурова, но, очевидно, меры по охране монастыря были недостаточными. Три года спустя иеромонах Матфей снова бил челом государю. В оброчной книге 1594 года есть запись о том, что царь Иван Грозный приказал: «А от Мордвы и сторонних людей и от всяких обид их черного попа Матвея с братами тобе Юрке беречь, и монастырю бы Николину ни от кого и ни в чём пакости не было и нам бы Царю впредь про то жалобою никто челом не бил. А кто по тебе Юрке Дуровом (то есть после тебя) иные, а не ты Юрка на приказе в Мещоре будут, и те приказные по той же нашей царской грамоте попа Матвея и братью с монастырем Николы Чудотворца берегут».

 

Приют для «степных витязей»

 

Обитель была основана как «приют для увечных в боях за родину казаков». Сюда стекались немощные и раненые казаки, а разбогатевшие в походах донские удальцы жертвовали средства на строительство пустыни.

 

Историк донского казачества В.Броневский писал, что казаки, отправляясь в поход, «преусердно молились Угоднику Николаю и всех святых призывали на помощь, обещая в случае удачи часть их добычи». Чернеевский монастырь как раз и был построен во имя святого Николая, поэтому казаки жертвовали сюда часть добычи. «Степные витязи» ничего не жалели для своих монастырей: серебро, золото, жемчуг и драгоценные каменья, блистая в ризницах и на иконостасе, свидетельствовали об их усердной вере. После того как донские казаки в 1637 году отбили у турок Азов, они переплавили несколько пушек и отправили 117 пудов меди в свои монастыри, в том числе и в Чернеевский.

 

Хлопотал о монастыре-богадельне и атаман Осип Петров, под руководством которого казаки отбили и в течение нескольких лет удерживали Азов. Казаки воспринимали взятие Азова как освобождение истинно христианской земли от турок-магометан, как восстановление справедливости и порядка.

 

К концу XVII века монастырь стал самым богатым в шацких краях. Он имел более 600 крестьянских дворов, 1116 десятин пахотной земли, обширные лесные владения, сенокосы, рыбные заводи. Разбогатела обитель благодаря вниманию к ней царской семьи, а также вкладам донских казаков. Обычно донцы, возвратившись из похода, били челом на казачьем кругу Войску Донскому, прося разрешения отправиться на богомолье. Им выдавалась «проезжая память», и они отправлялись по святым местам. Ближайшей судебно-административной инстанцией для игумена и старцев Чернеевой Матфеевой пустыни был Черкасский казачий круг с атаманом во главе, и уже через них монастырь входил в сношения с Московским государством.

 

Обычно в Москве в Посольском приказе, который ведал делами донцов, принимали казаков доброжелательно. «Московское правительство в течение почти всего XVII века не находило ничего противозаконного в покровительстве Донского войска Чернееву монастырю, – отмечал в 1915 году «Донской православный вестник», – и тем самым как бы признавало за ним право лично от себя ходатайствовать за обитель, хотя она находилась далеко за пределами войсковых земель».

 

В XVII веке Чернеевский монастырь владел огромными угодьями и несколькими сёлами, землями по реке Азе в Шацком уезде, селом Белоречье на правом берегу Цны, селом Егорово недалеко от Моршанска, где была построена водяная мельница, новоосвоенными землями в Тамбовском уезде.

 

Уникальный архитектурный ансамбль

 

Первоначально все постройки Матфеевой пустыни были деревянными. Но деревянный храм во имя святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы, построенный ещё основателем пустыни, сгорел в 1738 году. На его месте был заложен каменный Никольский собор, построенный по образцу Грановитой палаты Московского Кремля. Он несколько раз «поновлялся», но сохранил свой издревле величественный вид; замечателен собор и своей акустикой, придающей молитвопениям особый, «объёмный», звук. После долгих лет богоборчества иконостас собора восстановлен, заново расписаны стены.

 

Рядом с Никольским собором радует взгляд белизной стен отреставрированная одноглавая Казанская (Архангельская) церковь. В середине XVIII века монастырь был обнесён кирпичной стеной, а по углам поднялись на 10-метровую высоту округлые башенки, увенчанные шлемовидными куполами со шпилями.

 

В 1812 году в центре западной стены взметнулась ввысь 45-метровая трехъярусная колокольня, в нижнем ярусе которой были устроены проездные ворота, а во втором ярусе – надвратная церковь во славу апостолов Петра и Павла. Далеко окрест разносился перезвон 13 колоколов. Сегодня в звоннице вновь звучат колокола, словно разнося весть о возрождении Матфеевой обители.

 

Слева и справа от колокольни, вдоль стены, были возведены два одинаковых братских корпуса. С южной стороны, тоже «вписанные» в стену ограды, были построены одноэтажный каменный дом для настоятеля и флигель. С востока по периметру монастырской стены поднялось здание гостиницы для приходящих богомольцев. За пределами монастырской стены расположились построенные в 1868 году деревянные конный и скотный дворы с разными службами. В 1908 году были выстроены каменная конюшня, каретный сарай, кладовая, другие хозяйственные постройки. Обитель обрела законченный архитектурный облик. Особенно великолепный вид на монастырь – с западной стороны, из-за реки Цны. Словно сказочный, город открывался взору паломника с широких пойменных лугов.

 

Монастырская жизнь текла своим чередом. Но постепенно угасала, как свеча на ветру. Справочники начала ХХ века сообщали, что «лежащий в стороне от больших дорог, ныне весьма бедный, Чернеев монастырь крайне редко посещается богомольцами».

 

В 1912 году монастырь был преобразован в женский. Здесь начали развиваться художественные промыслы: вышивка, изготовление ковров, кружевоплетение. Тончайшие кружева, изготовленные насельницами обители, демонстрировались на международной выставке в Париже, некоторые из них хранятся в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге.

 

Время собирать камни

 

Обжигающий ветер революции долетел и до шацких мест. Вначале планировалось ликвидировать обитель, но в 1923-м его территория была передана отделу по делам музеев Рязанской губернии. В 1926 году монастырь был закрыт, хотя церковные службы в храме продолжались ещё 10 лет.

 

В 1977 году монастырский комплекс был передан на баланс Желанновского сельского краеведческого музея. В 1980-х годах монастырские здания были отреставрированы, а в 1991 году их передали Рязанской епархии. Монастырь открыл новую страницу своей истории. Ныне сюда отовсюду едут паломники, в том числе и казаки, памятующие о том, что основал обитель донской казак Матвей.

 

Святой образ

 

29 июня 2010 года в Никольском соборе монастыря состоялась торжественная церемония передачи иконы Донской Божией Матери. За два года до того с просьбой прислать сюда святой образ в дар шацкие казаки обратились к атаману Всевеликого войска Донского В.Водолацкому. И это случилось...

 

Принимая священный дар, настоятель монастыря отец Феофан сказал:

 

– Икона Донской Божией Матери – святыня, которая в 1380 году была на Куликовом поле. Перед ней молился Дмитрий Донской и одержал великую победу.

 

Стало доброй традицией, что 1 сентября, в день празднества Донской иконы Божией Матери, шацкие казаки участвуют в молебне в честь православной святыни. В последнее время сюда приезжают казаки из Рязани и районов области. На берегу Цны они разбивают лагерь, где осваивают премудрости походной жизни, проводят посвящение в казаки, участвуют в монастырской службе, принимают присягу.

 

Александр Потапов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30