16 сентября 2019 19:05
фото: архив Сергея Писарева

Отступать не намерены

Умельцы-эсцебисты предложили серию уникальных новаций

Среди лучших проектов, представленных в финальной стадии молодёжного конкурса инновационных проектов «Золотой резерв-2019», оказалась и разработка, выполненная специалистами Перовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-6) Московской дирекции инфраструктуры Сергеем Писаревым и Леонтием Дудкиным.

В основе предложения молодых рационализаторов лежит идея повышения эффективности и снижения издержек при эксплуатации систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ). Предполагаемый годовой экономический эффект от внедрения разработки на Московской дороге – около 61,4 млн руб.

 

Для главного инженера ШЧ-6 Сергея Писарева это не первый успех, достигнутый в рамках данного конкурса. Правда, первое выступление в соревнованиях подобного формата в 2015 году не принесло разработчику особых лавров. Выполненная им совместно с исполняющей на тот момент обязанности начальника технического отдела ШЧ-6 Марией Лыковой разработка под названием «Внедрение светодиодных коммутаторных ламп в пульт-табло в целях экономии электроэнергии» не была названа конкурсной комиссией в числе лучших. Впрочем, для авторов проекта то выступление нельзя назвать провальным. Знакомство с другими представленными на «Золотой резерв» новациями, творческой атмосферой, которая сложилась вокруг конкурса, – всё оказалось кстати. Возможность обсудить с единомышленниками ту или иную идею, лежащую в основе проекта, оценить её ценность для железнодорожной отрасли, перспективы внедрения – всё это было полезно с точки зрения прогнозирования собственного участия в «Золотом резерве» в последующие годы.

 

В 2016 году главный инженер ШЧ-6 заявляет для участия в конкурсе более масштабную разработку. Отправная точка лежащей в её основе инженерной мысли – стремление внести коррективы в процесс обслуживания устройств на сортировочной горке, чтобы можно было установить точное количество срабатываний вагонных замедлителей при выполнении этого производственного процесса. Это облегчало планирование капитального ремонта названных устройств.

 

– Незадолго до того, как я занялся предложением, – рассказывает Сергей, – вышло распоряжение ОАО «РЖД», касающееся межремонтных сроков объектов основных средств железнодорожной автоматики и телемеханики. В документе, в том числе, указывалось, что ремонт вагонных замедлителей должен осуществляться через каждые 5 млн срабатываний. Между тем средства, определяющего точное количество таких срабатываний, не было. Подсчёт вёлся чуть ли не на глаз, по количеству вагонов, которые распускались на горке. Но вагоны расходятся по путям неравномерно. Соответственно усреднённые данные, которые получались в итоге, были очень приблизительными.

 

Суть выдвинутого на конкурс предложения заключалась в использовании для точного подсчёта аппаратно-программного комплекса диспетчерского контроля АПК-ДК – устройства, способного выдать в полном объёме достоверную информацию о состоянии устройств СЦБ на объектах станции. Для этого достаточно было выполнить подключение к поездному диспетчерскому контролю.

 

– С этим проектом удалось выйти в полуфинал конкурса, – продолжает рассказ главный инженер ШЧ-6. – А в ходе его рассмотрения представители жюри предложили объединить нашу разработку с проектом, выполненным специалистами Московско-Ярославской дистанции СЦБ, поскольку он оказался схож по тематике. Этой объединённой разработке было присуждено первое место в конкурсе.

 

Между проектами, представленными специалистами ШЧ-6 на «Золотой резерв-2016» и «Золотой резерв-2019», есть прямая связь. В качестве объединяющего обе разработки начала выступает аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля АПК-ДК. Найдя свой способ использования устройства ЖАТ в одном случае, эсцебисты продолжили поиск для его более широкого применения. На этот раз главный инженер ШЧ-6 выполнял исследования совместно со старшим электромехаником станции Люберцы-I Леонтием Дудкиным.

 

Идея новой разработки состояла в интеграции имеющейся информации о количестве срабатываний устройств в ходе эксплуатации систем ЖАТ с программой, отвечающей за учёт такого оборудования.

 

– Говоря иначе, – поясняет Сергей Писарев, – при сопоставлении данных с АПК-ДК и характеристик аппаратуры из программы учёта определяется необходимость в изменении сроков замены приборов в зависимости от их фактического срабатывания.

 

С целью подтверждения идеи, заложенной в разработку, провели натурное исследование. Его полигоном выбрали станцию Овражки казанского направления МЖД. Предварительно подняли справочные данные по устройствам СЦБ, размещённым на объекте. Особое внимание обращалось на количество срабатываний каждой из этих единиц, оговорённых производителем. Относительно каких-то устройств гарантия выдаётся на 600 тыс. срабатываний, других – на 1,2 млн. Собрав такую информацию, постарались её систематизировать и сопоставить с другими данными – относительно того, какое фактическое количество срабатываний за год имеет каждое из размещённых на станции устройств.

 

На основе исследования сделан ряд обобщений. Всего на станции Овражки на тот момент насчитывалось 872 контролируемых прибора 47 типов. При этом исследователи подсчитали, что в общей сложности производитель дал гарантию в среднем почти на 31 млн срабатываний в год по всем устройствам. Однако фактический показатель за 2018 год составил менее 6 млн срабатываний.

 

В ходе проверки были выявлены и приборы, которые вырабатывают гарантированное количество срабатываний намного раньше установленного срока замены, что может привести к отказам технических средств и задержке поездов.

 

– С учётом полученных выкладок, – заключает главный инженер дистанции, – мы просчитали затраты при двух подходах. Первый – замена приборов в соответствии с нормативными сроками. Второй – замена прибора при выработке гарантированного количества срабатываний. Получилось, что за счёт использования второго варианта достигается экономия более 50% эксплуатационных расходов.

 

При реализации проекта сформирована база данных, на основании которой производится автоматизированное планирование замены аппаратуры по количеству срабатываний. Экономический эффект от внедрения складывается из нескольких величин. В среднем при применении описанного подхода замена одного прибора оборачивается экономией в 47 руб. Сегодня на полигоне Московской дирекции инфраструктуры эксплуатируется около 1,3 млн устройств СЦБ. При повсеместном внедрении проекта во всех структурных подразделениях Московской магистрали речь может идти о масштабной экономии.

 

Авторы проекта не отрицают, что путь его внедрения может оказаться тернистым.

 

– На первичных этапах нередко возникают сложности, – делится мнением Сергей Писарев. – Потребуются изменения в нормативной базе, новый подход в замене приборов. Некоторые из коллег после знакомства с разработкой видят здесь «подводные камни»: а что, если произойдёт тот или иной казус? Но отступать мы не намерены. Тем более, что в целом предложение одобрено начальником МЖД Михаилом Глазковым, начальником Московской службы автоматики и телемеханики Московской дирекции инфраструктуры Валерием Токмаковым.


Владимир Горелкин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30