15 ноября 2019 18:14
15 ноября 2019 18:14
фото: Игорь Ленский

Рабочая закалка

Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» обеспечивает безаварийную работу устройств СЦБ

Весомый вклад в успешную деятельность Московско-Окружной дистанции инфраструктуры, вновь занявшей первое место в сетевом соревновании, вносит электромеханик, «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» Сергей Ильюхин. За плечами Сергея Михайловича 38 лет безупречной работы на Московской магистрали.
Встретились мы на станции Угрешская, по соседству с которой находится пост автоматики и телемеханики. Сергея Ильюхина нельзя не узнать, даже будучи с ним не знакомым. Высокий рост, богатырское телосложение и могучие натруженные руки резко выделяют этого масштабного человека среди окружающих.

За Сергеем Михайловичем, когда он, вроде бы не спеша, идёт широченным шагом, трудно угнаться. Крепкое здоровье и знания, помноженные на опыт, позволяют труженику-ветерану даже в 66 лет быть примером для молодых коллег по дистанции. Кстати, никто в коллективе не помнит, чтобы электромеханик Ильюхин когда-то брал больничный лист.

Почти 3 года Сергей Ильюхин обеспечивает безаварийную работу системы сигнализации, централизации и блокировки в составе цеха № 6 по обслуживанию участка МЦК Угрешская – Кожухово, где используется новейшая микропроцессорная централизация. А ещё он обслуживает ветку Угрешская – Люблино, предназначенную для грузового движения. Здесь ещё применяется старая числовая кодовая автоблокировка.

Как и многие его ровесники, в детстве Сергей мечтал стать машинистом паровоза, которые в конце 1960-х ещё были распространены в линейных регионах столичной магистрали. Уроженец калужской глубинки, сын водителя и почтовой работницы, Сергей окончил Брянское техническое училище № 1. Ему сразу приглянулись приборы и устройства сигнализации, централизации и блокировки. Быстро научился выявлять дефекты в переключателях, заменять контакты в электроприводе, «укрощать» напряжение в 127 вольт.
В далёком 1971 году Ильюхин пришёл электромонтёром-стажёром в Московско-Киевскую дистанцию сигнализации и связи, обслуживал устройства на станции Москва-Сортировочная-Киевская. Первым наставником Сергея был старший электромеханик Иван Карпов, который ещё больше увлёк стажёра системами СЦБ. Особо парню понравилось, что работа проходит, главным образом, «в поле», где надо много двигаться, сгибаться, разгибаться, да при этом, по его собственному выражению, ещё и головой «шурупить». Именно с этим Сергей Михайлович связывает своё отменное интеллектуальное и физическое самочувствие на протяжении всех лет служения железной дороге.

После двухгодичной армейской службы в войсках связи в Казахстане назад Ильюхина тянуло только на железную дорогу. Вернулся на Сортировочную, прилегающий перегон которой в сторону Киевского вокзала проходит как раз под Малым кольцом. «И здесь, на этом перекрёстке, с любовью встретился своей» – будущая супруга Валентина работала помощником дежурного по Московско-Окружному отделению МЖД. Вскоре в семье появились две дочери – Ирина и Татьяна, а спустя годы две внучки – Полина и Кристина.

В 1977-м наш герой сдал экзамены на права электромеханика. А в 1993-м Сергея Ильюхина перевели на Малое кольцо МЖД. Теперь он обслуживал устройства на станции Угрешская, план-схема которой напоминала Москву-Сортировочную-Киевскую. Но на кольце в то время не было магистральной электротяги, что создавало дополнительные сложности в обслуживании. Сергею Ильюхину помог освоиться начальник Московско-Окружной дистанции СЦБ Александр Колмаков.

В последующие 25 лет в жизни нашего героя, как в зеркале, отразилась судьба быстро преображающейся «московской кругосветки». Уходила в прошлое блочно-маршрутная релейная централизация (БМРЦ). В 2002 году на станциях Канатчиково, Кожухово и Угрешская впервые в России внедряется микропроцессорная централизация (МПЦ) стрелок и сигналов типа «Ebilock-950», разработанная канадской компанией Bombardier Transportation (экспериментальная апробация системы была проведена на станции Калашниково Октябрьской железной дороги).

По тем временам МПЦ – это прорыв в автоматике и телемеханике. Позже на её основе создан центр управления поездной работой не только в Гагаринском тоннеле МЦК, но и на перегонах Канатчиково – Кожухово и Канатчиково – Москва-Товарная-Павелецкая. Электромеханику Ильюхину, которому на тот момент было под 50, срочно пришлось осваивать новую технику и технологию. Всё это он, даже не имея высшего образования, изучил досконально, сдал экзамены, прошёл строгую аттестацию, а потом приступил к обслуживанию. Мало того, он ещё и толковым наставником для молодых был.

– Устройства и приборы СЦБ с появлением МПЦ стали надёжнее, – вспоминает Сергей Ильюхин. – Стрелочные переводы, светофоры, напольные устройства почти такие же, но вот релейные помещения тогда сильно изменились. Электронная начинка с каждым годом усложнялась, требовалось подтягивать технические знания.

В 2016 году по разработкам учёных АО «НИИАС» на Московском центральном кольце специалистами дистанции внедрена новейшая система микропроцессорной централизации (МПЦ) без использования светофоров, где применяются рельсовые цепи с плавающими стыками. Система автоматики и телемеханики опять усовершенствовалась, но отлично знающего своё дело электромеханика Сергея Ильюхина, которому к тому времени уже было 63 года, не отправили на пенсию, а как ценного работника зачислили в штат вновь созданной Московско-Окружной дистанции инфраструктуры. И вновь он оказался на высоте поставленных перед ним задач. Участок все три года работает безаварийно.

– Сергей Михайлович – гордость нашего коллектива, настоящий рабочий лидер, на которого равняются коллеги, – говорит главный инженер Московско-Окружной дистанции инфраструктуры Дмитрий Щедрин. – Электромеханик, на которого всегда можно положиться и в самой трудной ситуации быть уверенным, что он не подведёт, решит любую техническую проблему на участке.
Игорь Ленский

Элемент не найден!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30