15 сентября 2019 13:09
фото: Андрей Сорокин

Полвека на службе истории

В Курске в канун Дня Победы отметили 50-летие исторической экспозиции Курского железнодорожного узла, которая расположена на территории локомотивного депо Курск-Сортировочный. На юбилейной церемонии присутствовали почётные гости из числа тех, кто создавал музей памяти, ветеранов, а также представителей подрастающего поколения.

История музея берёт своё начало в сентябре 1968 года. Тогда, в ходе подготовки к 100-летию локомотивного депо Курск, ветеранами депо С.А. Зикеевым, П.П. Ковалёвым, Н.А. Успенским, П.И. Богданчиковым, А.М. Денисовым, В.А. Старосельцевым и другими был собран богатый документальный материал по истории предприятия. Впервые в Курской области была создана рукописная книга, посвящённая истории локомотивного депо. В феврале 1969 года на заседании партийного комитета депо была утверждена комиссия под председательством начальника депо А.В. Пономаренко в количестве 13 человек по оформлению музея революционной, боевой и трудовой славы.

 

Самоотверженный труд железнодорожников-энтузиастов позволил в короткий срок оформить первые экспозиции, и 22 апреля 1969 года, в день рождения В.И. Ленина, двери комнаты-музея были торжественно открыты.

 

Позднее утвердили кандидатуру заведующего комнатой-музеем истории депо на общественных началах П.И. Богданчикова и его заместителей А.М. Денисова и В.С. Пожидаева.

 

За полувековую историю экспозиция пополнялась и расширялась. К концу 2015 года она насчитывала более 1 тыс. экспонатов. В 2017 году в музее провели реконструкцию и 2 августа, в канун Дня железнодорожника, он был торжественно открыт после ремонта.

 

В музее появился лекционный зал на 30 посадочных мест для проведения различного рода мероприятий, семинаров, занятий. Площадь увеличилась со 170 до 220 кв. метров. В экспозиции появилось множество артефактов, моделей паровозов, электровозов, документов, фотографий, наград, личных вещей железнодорожников. Более всего посетители интересуются интерактивным паровозом. По разработанному сценарному плану он «оживает» при ударе в колокола одним из экскурсантов, представляющим «начальника станции».

 

Часть музея отведена диораме, которая с помощью звуковых и световых спецэффектов воспроизводит бой Кировского полка народного ополчения и бронепоезда № 15 «Бесстрашный» при обороне Курска 2 ноября 1941 года.

 

Уникальны не только экспонаты, но и само здание музея. Об этом рассказала Надежда Александрова, начальник подразделения по сохранению исторического наследия Москов- ского центра научно-технической информации и библиотек: «Это постройка конца XIX века. Часто люди не смотрят на потолок. Я рекомендую всем гостям обратить внимание, какие на нём уникальные телескопические балки со шпилечным соединением, придуманные нашими российскими инженерами. Такое сейчас можно увидеть очень редко».

 

В свой юбилей музейная экспозиция Курского железнодорожного узла не осталась без подарка. Работники локомотивного депо изготовили макет первого отечественного локомотива братьев Черепановых, который теперь установлен рядом с входом.

 

Музей стал гордостью не только железнодорожников, но и жителей Курска. Познакомиться с историческими ценностями железной дороги за год приходят более 3000 посетителей.

 

Выступая на торжественном собрании заместитель начальника Московской железной дороги по территориальному управлению Мухарбек Озиев отметил весомый вклад музея в патриотическое воспитание сегодняшней молодёжи.

 

– Работа по организации музейных экспозиций на линейных станциях будет продолжена. Первой на очереди – станция Поныри. В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне вокзалу станции Поныри мы хотим присвоить имя Константина Константиновича Рокоссовского, нашего легендарного маршала. Там уже сегодня мы начинаем работу по созданию музея,– резюмировал Мухарбек Магомедович.


Андрей Сорокин