22 августа 2019 16:50
фото: Наталья Щевелева

Не свернуть с пути

Вклад ветерана в развитие МЖД трудно переоценить

Сегодня, 17 мая, 70-летний юбилей отмечает почётный железнодорожник, почётный работник Московской железной дороги, почётный ветеран МЖД и ОАО «РЖД» Борис Анашкин. 37 лет Борис Дмитриевич проработал на столичной магистрали, в последние годы являясь заместителем председателя дорожной ветеранской организации, где курирует вопросы спортивной деятельности.

О трудолюбии человека всегда говорят руки. Крепкие, натруженные, умелые руки настоящего путейца Бориса Анашкина не боятся никакой работы. Нужно ли починить путь, сделать ремонт в квартире или построить дом – любое дело у него выйдет на «отлично». Быть всегда на высоте, похоже, эта черта, присущая всем Анашкиным.

 

– Я принадлежу к поколению послевоенных детей, когда все в стране жили одинаково скромно и бедно. Родители – фронтовики, работяги. Я и сам пошёл на завод в 15 лет помощником слесаря-инструментальщика. И неудивительно, ведь я родом из Армавира, когда-то самого промышленного города юга России, – вспоминает собеседник. – Параллельно учился в техникуме. А когда призвали в армию, попал в Железнодорожные войска. После двух лет службы решил и на гражданке не сворачивать с этого пути.

 

Такое решение по прошествии времени оказалось самым правильным. Вклад Бориса Анашкина в развитие путевой инфраструктуры МЖД трудно переоценить, так же как и его опыт и профессионализм для молодых железнодорожников.

 

– Это человек слова и дела, – характеризует своего подчинённого Геннадий Павликов, председатель совета ветеранов МЖД. – Ответственный и дисциплинированный, на него всегда можно положиться. А как иначе! Ведь по жизни ему довелось командовать предприятиями путевого комплекса, где твёрдая рука руководителя необходима особенно.

 

Предприятия Борису Анашкину действительно доставались сложные. И отнюдь не случайно. Взять ту же Лужковскую дистанцию пути, новый участок Михайловский ГОК – Орёл, куда сразу после окончания МИИТа Борис Дмитриевич пришёл дорожным мастером. Состояние пути на околотке Кромы – Паньково, вверенном молодому специалисту, оставляло желать лучшего – 1 тыс. баллов, когда балльность в 500 единиц считалась неудовлетворительной. Но прошло 5 месяцев, и 20 км железнодорожной колеи были признаны лучшими на дистанции.

 

Когда в 1979 году Бориса Анашкина отправили на очередное повышение и он стал самым молодым начальником дистанции пути на столичной магистрали, ему доверили решать новую для предприятий путевого хозяйства задачу. Дело в том, что Верховская дистанция пути или, как её ещё называли, «рудный» ход в основном предназначалась для пропуска тяжеловесных поездов. Рельсы, уложенные здесь на старогодных материалах, требовали особого контроля и постоянного ремонта. В связи с чем руководством дороги было принято решение об организации капитального ремонта силами работников дистанции пути. Так, предприятие под началом молодого железнодорожника стало единственным на полигоне МЖД, осуществлявшим одновременно и текущее содержание, и капитальный ремонт пути.

 

Дальше – больше. В 1985 году Борису Дмитриевичу предложили возглавить Ореховскую дистанцию пути. Крупнейшая в Европе сортировочная станция Орехово-Зуево в день принимала и отправляла 240 поездов. Объёмы движения колоссальные. По- этому, чтобы проверить путь, дефектоскопную тележку путейцы помещали в хвост состава, а сами ремонтные работы осуществляли в короткие «окна». Тем не менее в период руководства Бориса Анашкина все пути сортировочного парка были переложены на более мощное железобетонное основание. Качество подготовки инфраструктуры и станции в целом к работе в зимний период во время одного из комиссионных осмотров высоко оценил тогдашний начальник дороги Иван Паристый, а в качестве поощрения выделил предприятиям по 5 автомобилей. Так в семье молодого путейца по- явился первый «Москвич».

 

И, кстати, о семье. Едва ли Борис Дмитриевич добился и высот в карьере, и признания коллег, не имея рядом такого надёжного тыла. Его супруга, Лариса Григорьевна, как ниточка за иголочкой повсюду следовала за мужем, всегда являлась для него и другом, и единомышленником. Будущие супруги познакомились в МИИТе. Не обратить внимания на активного молодого человека, отличника, являющегося, ко всему прочему, заместителем секретаря комсомольской организации факультета, было трудно. На третьем курсе будущие железнодорожники поженились, в 1975 году родился их первенец, в 1978 – дочь. Семья эта крепкая, умеющая вместе радоваться достижениям и преодолевать трудности. Ну кто из железнодорожников, в конце 70-х – начале 80-х трудившихся на линии, не сталкивался с квартирным вопросом! Прежде чем у Анашкиных появится своё комфортное жильё, они не один год проживут в служебных квартирах.

 

– После Орехово-Зуево меня перевели на должность начальника отдела пути Московско-Курского отделения МЖД, выделили хорошую квартиру в Железнодорожном. И в этот же период мой хороший товарищ и коллега, с которым вместе учились в институте, Владимир Сазонов предложил перейти в Главное управление пути МПС. Приняв это предложение, я бы поступил не по совести. Всё-таки только-только получил долгожданное жильё. Поэтому ответил отказом, – интересной деталью своей профессиональной биографии поделился железнодорожник.

 

Следующая ступень в карьерной лестнице – главный инженер службы пути МЖД. А в 1999-м Борис Анашкин уже первый заместитель начальника службы технической политики МЖД (НТП). Сменить акценты в профессиональной деятельности на тот момент уже почётного железнодорожника, скорее, вынудили обстоятельства. Дело в том, что в этот период на сети дорог начался процесс образования служб технической политики, новым подразделениям потребовались люди с широким профессиональным кругозором, кандидатура путейца пришлась как нельзя кстати. В результате в НТП он проработал до 2013 года. Этот период отмечен внедрением множества проектов, ставших впослед- ствии «визитной карточкой» железных дорог страны. В их реализации есть заслуга и Бориса Анашкина. Речь идёт о запуске аэроэкспрессов, «Сапсанов», передвижного выставочно-лекционного комплекса, организации мероприятий по увеличению скорости движения пассажирских поездов к Олимпиаде и многое другое.

 

О его высоком профессионализме говорит ещё один факт его биографии: в течение 10 лет он являлся председателем госкомиссии по защите дипломов факультета «Путь и путевое хозяйство» МИИТа. Так что толковым молодым путейцам он всегда давал «зелёный свет» на столичной магистрали. А вот родной сын Бориса Дмитриевича по стопам отца не пошёл, выбрав для себя более сложную науку. Сергей Анашкин – астрофизик, выпускник МФТИ и, кстати, разработчик первой в России технологии объёмной фотографии – такие люди, как говорится, везде найдут себе применение. Дочь Елена, напротив, решила продолжить железнодорожную династию, трудится в Центральной дирекции инфраструктуры. Правда, сейчас находится в декрете, занимается воспитанием дочери.

 

Борис Дмитриевич вообще «многодетный» дедушка. У него шестеро внуков, им он старается посвящать всё свободное время, которого у железнодорожника не так уж и много. Работу в совете ветеранов он чередует с занятиями спортом. О том, что Анашкин является лучшим в своей возрастной категории игроком в настольный теннис, на магистрали знают все. К своим прежним наградам неоднократный чемпион дороги в октябре прошлого года прибавил «серебро» в международном фестивале ветеранов железных дорог России и ближнего зарубежья. Но главные награды, считают многие, ещё впереди.


Наталья Щевелева