22 февраля 2019 21:17
фото: Наталья Щевелева

Золотые руки учителя

Увлечения помогают в работе и делают нас счастливыми

Если человек хорош на производстве, он хорош во всём. Это вам скажет любой журналист нашего издания, бывающий по заданию редакции на предприятиях столичной магистрали. Передовик находит время и на занятия спортом, и на дачу, и на хобби – словом, умеет жить полноценной, интересной жизнью. Собственно, рубрика «Робинзоны» и появилась в «Московском железнодорожнике» в далёком уже 2008 году именно для того, чтобы рассказывать читателям об увлечениях их же коллег. И железнодорожникам, поверьте, всегда есть о чём всем нам поведать.

В случае с Ольгой Бодиловской – преподавателем инженерной графики Московского колледжа железнодорожного транспорта Института прикладных технологий РУТ (МИИТ) – правильнее сказать показать. Её кабинет черчения – это маленькая страна творчества и вдохновения. Рука умельца здесь чувствуется буквально во всём. Ну как не написать о таком преподавателе!

 

В этой «стране», замечу, всегда хорошая погода. Растения, даже самые прихотливые и самые экзотические, цветут круглый год. Все эти азалии, каланхое и фикусы словно благодарят свою хозяйку за внимание и теплоту человеческих рук. А руки у Ольги Бодиловской ещё и «золотые». Достаточно окинуть взглядом весь кабинет.

 

Он, впрочем, расположен по студенческим меркам на галёрке: на последнем этаже здания, практически под крышей. Селиться высоко – такова природа всех творческих людей. А если серьёзно, то кабинет инженерной графики 10 лет назад достался Ольге Васильевне не в самом приглядном виде. Зато было где разгуляться её фантазии – по специальности Ольга Бодиловская – преподаватель ИЗО и черчения, словом, профессиональный художник.

 

Недолго думая, она отреставрировала сначала один шкаф, покрасив его в мраморный цвет, другой, двустворчатый после нескольких дней манипуляций стал похож не то на машину времени, не то на лифт, не то на диковинное оборудование. Выкрашенный в металлический цвет с приклеенными на дверях когда-то списанными амперметрами и вольтметрами, свисающими от приборов проводами, этот предмет мебели мог бы запросто стать декорацией к какому-нибудь фантастическому фильму, а сегодня бережно хранит всю необходимую в чертёжной науке утварь.

 

В первую очередь, конечно же, резьбовые детали – неотъемлемый атрибут самой аккуратной дисциплины. В моём школьном детстве шайбы, гайки, болты были самыми обычными, а иногда даже со следами ржавчины внутри на резьбе. У Ольги Бодиловской, не поверите, все до единой выкрашены в золотой и серебряный цвета. И как после этого не любить черчение?

 

Стены в кабинете – это вообще отдельная история, которая, как оказалось, пишется преподавателем вместе со студентами. Дело в том, что они украшены различными панно. Таких картин, признаюсь, я ещё не видела. Ведь они выполнены, трудно поверить, из ключей и монет.

 

– Большая коллекция ключей мне досталась от предшественника, который, как он рассказывал, собирал подобные экспонаты всю свою жизнь. Зачем добру пропадать? Вот я и решила изобразить из них на входной двери большой ключ. Видимо, ребятам такой полёт фантазии понравился, они и сами активно подключились, до сих пор приносят из дома ненужные ключи. Мы их пускаем в творчество. А копейки пошли вот на это панно из геометрических фигур, лабиринт и денежное дерево, – поворачивается к другим настенным экспонатам Ольга Бодиловская.

 

Дерево в прямом смысле денежное, здесь, наверное, рублей 200 собрано по 1 и 5 копеек. О том, что готовится такая поделка, два года назад знали даже продавцы ближайших магазинов, куда студенты время от времени ходили за разменом.


Энергию учащихся, по мнению Ольги Бодиловской, в любые времена важно пустить в нужное русло. И тогда они горы свернут. Так, для поощрения преуспевших в инженерной графике учеников в колледже каждый год проводится конкурс «Золотой карандаш». Его придумала Ольга Бодиловская, она же лично и готовит главный приз – покрытый настоящим золотом карандаш.

 

– Покупаю обычный кохиноровский карандаш, кусочек листового золота в обычном ювелирном магазине, тщательно затачиваю карандаш. Потом начинаю его золотить: дважды покрываю лаком, потом морданю и только в конце покрываю золотом, – делится педагог секретами приготовления изделия. – На всё про всё уходит дня 3. Студенты часто спрашивают меня, сколько стоит такой карандаш. На что я всегда отвечаю: «А ты спроси у его обладателя!»

 

Технологию работы с листовым золотом Ольга Бодиловская знает хорошо. В её богатой трудовой биографии было время, когда она золотила купола на храмах, реставрировала церкви и писала иконы. Сегодня время от времени больше для души она даёт рукам возможность вспомнить былое. Кстати, в иконописи и реставрации она самоучка. Чтобы понять все секреты, ей пришлось перелопатить горы профессиональной литературы, помогли также советы профессиональных реставраторов антикварной мебели.

 

– А самую старинную икону, с которой вам довелось работать, можете вспомнить?

 

– Это была икона Знамение Божией Матери XVI века. Возраст определялся по ковчегу и манере письма. Икона была в удручающем состоянии, её практически полностью изъели жуки-древоточцы. Но эта вещь, скажу честно, оказалась мне не по плечу. Я её почистила и отдала обратно.

 

– Как вы пришли к тому, чтобы начать реставрировать иконы. Было ли это случайным? Есть ли благословение от батюшки?

 

– Без благословения, как вы знаете, такой деятельностью заниматься нельзя. Оно у меня есть. А к реставрации икон, можно сказать, я пришла случайно. У нас недалеко от дачи есть храм XVIII века. Привела я туда сына крестить. В итоге покрестились мы с ним вместе. Верите, я даже представления не имела, крещённая ли я. Батюшка, узнав, что я художник, предложил мне отреставрировать одну икону. Получилось. Так и пошло.

 

Когда разговор заходит об иконописи, всегда открытая Ольга Бодиловская словно уходит в себя. Эта тема для неё слишком личная. Но список храмов, где ей довелось создавать иконостасы и реставрировать настенную живопись очень впечатлил: Троицкий собор города Свияжска, Благовещенский собор Казани, церковь резиденции президента РФ на Валдае, Иверский Богородицкий Святозерский монастырь на Валдае, Епархиальная школа Архангельска, храм Тихвинской иконы Божией Матери в Москве, храм Введения во храм Пресвятой Богородицы Дмитровского района Московской области, храм Знамения Пресвятой Богородицы в Ховрино, Казанский Ключевской мужской монастырь Республики Мордовия.

 

Реставрировать или дарить вещам вторую жизнь – не единственное увлечение Ольги Бодиловской. Вот уже лет 20, как она коллекционирует фигурки животных. Не простых, а именно бронзовых и очень-очень маленьких. Самая миниатюрная в коллекции – ёжик размером со спичечную головку.

 

А ещё Ольга Васильевна является хранительницей музея МКЖТ. Заботясь об истории старейшего учебного заведения Москвы, она оберегает память и о своём родном отце – Бодиловском Василии Георгиевиче, отдавшем без малого 50 лет железнодорожному техникуму, а какое-то время даже его возглавлявшем. На учебниках по радиосвязи, написанных Василием Георгиевичем, выросла целая плеяда первоклассных железнодорожников-связистов. Его дочь – Ольга Бодиловская – только в выборе профессии пошла наперекор отцу. Но в творческой и преподавательской деятельности она добилась признания коллег, а главное – своих учеников.



Наталья Щевелева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28