22 августа 2019 16:11
фото: Вера Чубарова

Гаранты надёжности

Ревизоры по безопасности движения поездов хозяйства перевозок – о резервах повышения качества работы

В ночь с 11 на 12 августа 1840 года на Царскосельской железной дороге произошло первое столкновение поездов, в результате которого погибли несколько человек. Одна из причин этого – несовершенная система организации движения поездов, которая в то время регулировалась расписанием и временем следования составов, а также сообщениями, передаваемыми при помощи оптического телеграфа, сооружённого в 1838 году.

Сегодня в арсенале российских движенцев имеется немало современных средств организации безопасного перевозочного процесса. На это «заточен» и большой отряд ревизоров по безопасности движения поездов, курирующих хозяйство перевозок. Его представители 16–17 августа в ходе семинара-практикума, прошедшего на базе Пресненского подразделения Московского центра профессиональных квалификаций, обсудили актуальные вопросы своей деятельности и задачи на будущее.

 

– Наш департамент постоянно обучает кадровый состав, – сказал корреспонденту «Московского железнодорожника» первый заместитель начальника Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Николай Пазин. – Но в таком формате семинар проводится впервые. На этот раз мы пригласили в Москву специалистов, которые по роду своей деятельности занимаются хозяйством перевозок. Не могу не высказать слов признательности Московской железной дороге и аппарату главного ревизора МЖД, создавших прекрасные условия для работы.

 

Открывая семинар-практикум, Николай Иванович подчеркнул особый интерес к организаторам перевозок и ревизорскому аппарату, контролирующему их. По его словам, те, кто связан с этим сегментом деятельности компании, влияют на обеспечение безопасности перевозочного процесса в первую очередь. За последние годы в дирекции управления движением, в том числе в Московскую, пришло много молодых специалистов. В компании приветствуют этот процесс, хотя понимают, что опыта практической деятельности у пополнения недостаточно. Помочь им призваны и ревизоры по безопасности. Но для этого им самим надо пополнять багаж знаний.

 

– Задача нашего семинара – расширить ваш кругозор, наметить основные цели как на текущий год, так и на перспективу, – с этими словами Николай Пазин обратился к присутствовавшим в зале. – Мы постараемся донести до вас новые подходы, вспомнить полезные наработки прежних лет. В том числе и в плане проведения комиссионных осмотров. В свою очередь мы ждём от вас, коллеги, предложений.

 

Активное участие в семинаре-практикуме принял и заместитель начальника МЖД – главный ревизор по безопасности движения Юрий Овсянников. По его мнению, уровень компетенции начальников станций сегодня не во всём отвечает требованиям времени. Между тем начальник станции – это ключевая фигура в обеспечении безопасности не только у движенцев, но и в смежных структурах. А конструктивное сотрудничество начальника станции и ревизора по безопасности движения хозяйства перевозок позволяет добиваться положительного эффекта.

 

В ходе пленарных заседаний перед участниками мероприятия выступили специалисты Департамента безопасности движения ОАО «РЖД», Центральной дирекции управления движением, представители аппарата главного ревизора безопасности движения МЖД. Начальник службы безопасности движения Центральной дирекции управления движением Олег Самофалов, с чьего доклада на тему «Применение в хозяйстве перевозок риск-ориентированного подхода при планировании и проведении аудитов» началось мероприятие, впоследствии принимал активное участие в обсуждении выступлений с мест. Олег Константинович отметил, что постоянное внимание к безопасности движения, вложение немалых средств в снижение рисков возникновения событий дали положительный результат. С 2010 по 2016 год в хозяйстве перевозок ОАО «РЖД» количество нарушений, ведущих к различным инцидентам, снизилось на 36,5%.

 

– Однако в 2017 году мы констатировали рост аварийности, обусловленный как внешними, так и внутренними факторами, – заявил он. – Особенно тревожит рост маршрутных нарушений. 76% от общего числа транспортных событий допущено при производстве маневровой работы. 67% событий – на внеклассных и станциях первого класса, 12% – в период проведения «окон» на инфраструктуре ОАО «РЖД». Основная причина возникновения всех событий – невыполнение требований основных нормативных документов.

 

Олег Самофалов подчеркнул, что все риски, связанные с нарушением безопасности движения, напрямую зависят от человека. 32% от общей численности сотрудников дирекций управления движением трудятся в должности менее трёх лет и 60% нарушений приходится именно на них. Вот почему в 2018 году в дирекциях существенно перестроена система подготовки, стажировки и адаптации персонала. Большое внимание уделяется наставникам, основным и главным из которых докладчик считает ревизора по безопасности движения. Начальник службы безопасности Центральной дирекции управления движением остановился также на основных проблемах в организации профилактической работы, культуре безопасности, оценке железнодорожных станций по результатам факторного анализа, комиссионных месячных осмотрах и других актуальных темах.

 

Первый заместитель начальника ситуационного центра управления и мониторинга чрезвычайных ситуаций ОАО «РЖД» Дмитрий Кирпичёв сосредоточил внимание на факторном анализе рисков в области безопасности движения на инфраструктуре компании как основе для риск-ориентированного подхода к планированию работы ревизора по безопасности движения, отвечающего за положение дел в хозяйстве перевозок (РБД).

 

Главный ревизор по безопасности движения Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Роман Николаев акцентировал внимание на необходимости увеличения влияния ревизоров по безопасности движения поездов хозяйства перевозок на процесс управления безопасностью движения в условиях применения риск-ориентированного подхода. По его мнению, практически в каждом хозяйстве, включая перевозки, наблюдается хаотичность в организации процессов управления безопасностью. Некачественное планирование работы ведёт к распылению усилий, отдалению от заданного курса общей стратегии управления безопасностью. Проанализировав результаты работы, проведённой ревизорами, Роман Николаев установил, что некоторые ревизоры в ходе своей деятельности качество подменяют количеством. Кроме того, пытаясь включить в план большое число проверок, ревизоры по безопасности движения поездов сокращают время, выделяемое на планирование, что также снижает качество контрольной проверки. Многие ревизоры по безопасности движения поездов при организации работы не применяют риск-ориентированный подход, не используют материалы ранее проведённых проверок, в результате чего часть выявленных отступлений остаётся неустранённой или же устранённой не так, как требуют актуальные в настоящее время документы и требования. При планировании работы на следующий месяц ревизоры по безопасности движения не учитывают отчётность ревизуемого подразделения, данные информационных систем, изменения в организационной структуре и результаты иных проверок. В настоящее время в компании изменяется методология работы ревизоров по безопасности движения поездов. В соответствии с положением по организации контрольных проверок устранения нарушений, выявленных в ходе мероприятий по контролю, определена новая методика планирования работы ревизоров.

 

Начальник отдела технического аудита Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Евгений Черюк напомнил, что стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса на российских железных дорогах основана на принципах стандартизации и унификации производственных процессов, ориентации на человека, на культуре безопасности и доступности информации, основных элементах системы менеджмента безопасности движения (СМБД) в холдинге. В завершение выступления он обозначил приоритетные задачи в области функциональной безопасности на инфраструктуре ОАО «РЖД» на 2018 год. В их числе – управление остаточными рисками на инфраструктуре компании, воспитание у персонала культуры безопасности, повышение эффективности взаимодействия и регулирования безопасности движения.

 

Темой выступления заместителя начальника отдела контроля Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Дмитрия Шпака стало планирование работы РБД с учётом нормативов личного участия в обеспечении безопасности движения. С тем, как использовать автоматизированные системы мониторинга и диагностики объектов инфраструктуры при планировании комиссионных месячных осмотров (КМО), слушателей познакомили главные ревизоры по безопасности движения Департамента безопасности ОАО «РЖД» Андрей Александрин и Виталий Сериков.

 

В ходе семинара-практикума возможность выступить была предоставлена и представителям полигона столичной магистрали – заместителю главного ревизора по безопасности движения поездов МЖД Николаю Дикову, заместителю начальника Московской дирекции управления движением Андрею Пенькову, исполняющему обязанности начальника и ревизору движения Московско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Московской дирекции управления движением Андрею Сухареву и Александру Эрленбушу.

 

Помимо теоретической части, была предусмотрена и практическая. Участвовавшие в ней ревизоры были разделены на две группы. Одна из них отправилась на станцию Люблино-Сортировочное, другая – на станцию Пресня.

 

– Это сделано по предложению Юрия Овсянникова, – пояснил первый заместитель главного ревизора по безопасности движения МЖД Валерий Рабчук. – Люблино-Сортировочное, как известно, одна из крупнейших сортировочных станций в Москве, по объёму работы является внеклассной. Свои особенности у Пресни, по основному характеру работы являющейся участковой, по объёму отнесённой ко второму классу. Она расположена в центре Москвы. Здесь проходит Московское центральное кольцо. Станция обеспечивает и грузовую работу.

 

Прибывшая в Люблино группа осмотрела устройство и работу симметричного стрелочного перевода, а также вагонные замедлители. На эти устройства, имеющиеся на сортировочных станциях, ревизоры должны обращать особое внимание при проведении КМО. На станции Пресня представители Московско-Окружной дистанции инфраструктуры провели мастер-класс владения измерительным инструментом, используемым путейцами при осмотре хозяйства.

 

На площадке семинара прошли обсуждение заявленных в программе тем и выработка решений тремя рабочими группами. Одна из них под руководством Валерия Рабчука обсудила вопрос актуализации требований положения по КМО. Вторая, возглавляемая главным ревизором по безопасности движения Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Романом Николаевым, – организацию планирования работы ревизоров. Тему «Оптимизация процесса разработки и актуализации станционной технической документации» обсудила рабочая группа под руководством начальника отдела технического аудита Департамента безопасности движения Евгения Черюка. Обсуждение прошло очень активно. Не зря говорят, что истина рождается в спорах, как прокомментировал итоги дискуссии Валерий Рабчук.

 

Сформулированные рабочими группами предложения были озвучены в завершающей части семинара. Они будут предложены в соответствующие структуры ОАО «РЖД» для обсуждения и принятия дальнейших решений.

Вера Чубарова