07 июня 2020 13:00

07 июня 2020 13:00

фото: Вячеслав Яцков

Не сворачивая с пути

Профессиональное кредо машиниста: постоянно учиться

Встреча с машинистом-инструктором эксплуатационного локомотивного депо Брянск-2 Московской дирекции тяги Александром Самосудом приятно удивила. Ожидала увидеть мужчину средних лет, имеющего уже 10-летний опыт вождения тепловозов, а увидела перед собой подтянутого молодого человека, которому и 30 лет не дала бы.

Его карьера профессионального роста кажется стремительной, но только не для тех, кто знает Александра Самосуда в деле. Он из тех, на кого всегда можно положиться. К своей цели идёт шаг за шагом, никогда не сворачивает в сторону. Так было всегда, с самой ранней юности.

 

С друзьями-одноклассниками после средней школы решил пойти в профессиональный железнодорожный лицей, получить профессию локомотивщика. Ничего, что он за 200 км от дома – не маленький уже. Окончил его на отлично, и сразу в армию. Отслужил два года. Вернулся и пошёл в локомотивное депо Брянск-2. Правда, взяли не сразу. Может, присматривались получше, а может, надо было подождать. Жизнь – она такая, всё течёт, всё меняется.

 

Александр времени на терял. Сразу после армии поступил на заочное отделение Брянского государственного технического университета, специальность – двигатели внутреннего сгорания. Сомнений не было: локомотив надо знать основательно.

 

Также спокойно и основательно шёл к избранной профессии. Пять лет проработал помощником машиниста. Колонна, в которой работал, занималась развозом местного груза. Кроме обязанностей помощника машиниста, исполнял и обязанности главного кондуктора, проще говоря, составителя. Станции, которые они обслуживали, небольшие. Всё приходилось делать самой локомотивной бригаде. Четыре года работал вместе с машинистом Андреем Зубилиным. С наставником повезло. Тот каждую поездку делился опытом, рассказывал о различных ситуациях в дороге и о том, как выходил из них. Всякое случалось: ломался тепловоз, отказывало электрическое оборудование… «Главное, – говорил машинист своему помощнику, – собраться, проанализировать всё и тогда уже действовать». Непредвиденное случалось и с их бригадой, но за эти 4 года работы в одной связке с ситуацией справлялись, ни разу не задержали поезд.

 

Сколько работает Александр – столько и учится всему, что может пригодиться. В 2009-м направили его на повышение квалификации в Брян- ский железнодорожный колледж, через несколько месяцев вернулся в депо, уже имея право управления тепловозом. И всё-таки не сразу сел за правое крыло. Ещё два года в помощниках был, теперь понимает, что не зря.

 

Среди железнодорожников имя Виталия Куркова – машиниста и писателя – хорошо известно. Возьмёшь в руки его книгу «За правым крылом» – цепляет каждая строчка. И понимаешь вновь: хорошего машиниста без опыта работы помощником машиниста не получится.

 

Через пять лет Александр сам сел за правое крыло. Первую самостоятельную поездку помнит хорошо. Ехал из Брянска в Фокино за цементом порожняком, оттуда – гружёный. Цемент тот шёл на олимпийские объекты. Ответственность, что идёшь налегке, что с грузом, – одинаковая. Тогда провёл состав нормально. Дальше, в Сочи из Брянска, повели его другие. Свою классность машинист локомотива Самосуд повышал через каждый год. Так что его слова, что учится постоянно – не преувеличены нисколько.

 

С 2014 года Александр Самосуд – машинист-инструктор. Когда его утвердили в новой должности в Московской дирекции тяги, в своём депо стал управлять колонной №6. Брянск – Орёл, Брянск – Гомель, Брянск – Смоленск, Брянск – Узловая… Это всё плечи, на которых работают бригады его колонны. Один этот перечень говорит о том, насколько разный профиль пути, по которому доставляют к месту назначения грузы подопечные Самосуда, каким опытом они должны обладать, чтобы каждая поездка прошла по графику. Машинист-инструктор в ответе за свой коллектив, потому рядом с подчинёнными и в пути, и в депо, когда проводит технические занятия. Людей знает, знает и особенности характера. Невольно психологом стал. Начинающие требуют к себе внимания, им важно каждое слово инструктора; опытные, первоклассные, кажется, читают его мысли, одного кивка бывает достаточно. Когда на практике проверит, хорошо ли усвоена теория, случается, не раз и не два надо повторить сказанное. Александр Александрович наставник терпеливый. Знает: опыт приходит со временем.

 

А ещё он счастливый отец и заботливый муж. Успел и личную жизнь наладить. Его пятилетний сынишка Кирилл отлично знает, где папа работает. Из окна их квартиры железнодорожные пути видны хорошо. Квартиру приобрели сами, по ипотеке.

 

В 2015 году Александра Самосуда и ещё двоих машинистов-инструкторов отправили на Брянский машиностроительный завод осваивать эксплуатацию тепловозов нового поколения 2ТЭ25КМ. Тех самых, которые показывали нынешним летом главе ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову. В них и условия работы для машинистов и помощников более комфортные, и сами машины более мощные. Самосуд, как и его коллеги, успешно прошёл курсы и получил свидетельство о допуске к управлению новым локомотивом.

 

Свою работу Александр любит, говорит об этом открыто. Пусть сложная, но когда сложность преодолеваешь – не это ли победа! Одинаковых поездок не бывает, не бывает одинаковых составов, а лю- дей – тем более. И тут надо найти ко всему свой ключ, чтобы справиться с делом, чтобы понять человека.

 

17 июля в Москве в управлении МЖД в торжественной обстановке за существенный вклад в повышение эффективности производственной и финансово-экономической деятельности, качественное выполнение производственных заданий и в связи с празднованием Дня железнодорожника машинист-инструктор локомотивного депо Брянск-2 Александр Самосуд награждён часами начальника Московской железной дороги.


Римма Голубцова