28 мая 2020 21:19

28 мая 2020 21:19

фото: Татьяна Глыва

Беседа в окружении книг

Николай Монахов всегда был примером для сослуживцев

В свои 90 лет почётный железнодорожник Николай Гаврилович Монахов сохраняет бодрость духа, обладает высокой эрудицией и продолжает расширять кругозор. Работая на разных руководящих должностях в локомотивном хозяйстве Рязанского отделения Московской дороги, он внёс большой личный вклад в реконструкцию деповских цехов при переходе движения поездов на электро- и теплотягу, переподготовку локомотивных бригад при освоении электровозов и тепловозов, а также ремонтного персонала. Он принимал активное участие во внедрении передовых технологий и многих других преобразованиях на благо развития и устойчивой работы железнодорожного транспорта.

Вместе с председателем совета ветеранов эксплуатационного локомотивного депо Рязань Геннадием Геннадиевичем Спешневым мы побывали у Николая Гавриловича Монахова, чтобы рассказать читателям «Московского железнодорожника» об этом незаурядном человеке.

 

Признаться, уже в первую минуту нашей встречи, состоявшейся по инициативе совета ветеранов Московской дороги, невольно можно было усомниться в столь солидном возрасте ветерана. Ведь к нам вышел высокий, стройный, с благородной сединой, предельно аккуратный во всём ветеран, которому будто годы нипочём. В уютной квартире в Рязани, которую он в своё время получил от железной дороги, мы беседовали о былом в окружении множества книг, семейных реликвий, которые как свидетельства его жизни поочерёдно вписывались в наш разговор.

 

– Я с юных лет всегда много трудился и занимался спортом, в молодости увлекался футболом, до 75 лет играл в волейбол в команде ветеранов депо Рязань, до 80-ти ходил на лыжах, – говорит хозяин, отвечая на вопрос о своём самочувствии. – А сейчас, когда «ходовая» подводит, по утрам по-прежнему делаю зарядку, гуляю в парке железнодорожников, хожу на рынок, кроме того, использую систему, выработанную ещё в начале трудового пути, – чётко планировать дела на каждый день.

 

Как выяснилось в нашей беседе, уже в 15 лет Николай Монахов стал работать помощником машиниста паровоза в депо на станции Тумская Горьковской дороги. Время было военное, многие ушли на фронт, не хватало кадров, и 15 ребят из их школы в 1943 году отобрали для обучения на краткосрочных курсах при депо (раньше школьники дежурили на вышке и сообщали, когда появлялись вражеские самолёты).

 

А потом началась тяжёлая работа. В составе комсомольско-молодёжной паровозной бригады он водил поезда от Тумы до Владимира – грузы для фронта, раненых – в тыл для лечения. За одну поездку сжигали в топке 20–25 кубов дров. Лишь с 1945-го перешли на уголь, но легче не стало. Ожидая из рейса сына, мама Николая всегда готовила чугунок с горячей водой, но, бывало, даже за отпуск не отмывалась до конца въевшаяся чернота.

 

– Величайшей наградой для меня стал знак «Отличный паровозник», такой чести я был удостоен дважды – в 1944-м, а затем в 1945 году. Эту награду, как правило, вручали машинистам, а я служил тогда помощником, – вспоминает Николай Гаврилович. – И в возрасте 18 лет меня наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», что тоже было редкостью и очень почётно.

 

Родился Николай Гаврилович Монахов 22 мая 1928 года в деревне Акулово Рязанской области в бедной семье, где отец Гавриил Фёдорович был единственным кормильцем, работал конюхом в рабочем посёлке Тума, а мама Неонила Евграфовна занималась домом и детьми – их было пятеро. Эпизоды детства остались яркими воспоминаниями. Как ходили в ночное на выпас коней, купали их в реке, со старшим братом чистили конюшню, помогая отцу. И были по-детски счастливы, хотя долго не знали вкуса конфет и других простых радостей, а во время войны спасали семью тыква да свёкла, выращенные на огороде, которые мать томила в печи.

 

Когда пошёл в школу, сразу же записался в библиотеку. Книги стали для Николая окном в большой, увлекательный мир. «Прочтёшь – расскажешь», – говорила мудрая библиотекарша, чтобы закрепить его познания. А позже он сам с удовольствием пересказывал содержание книг ребятам в ночном и даже завёл тетрадь, куда вносил по алфавиту имена авторов с кратким описанием прочитанных книг, сохранив такую добрую привычку на всю жизнь. Это развивает память, словарный запас, умение владеть словом, что пригодилось ему как для основной, так и общественной работы.

 

В паровозном депо на станции Тума в должности помощника машиниста Николай Монахов возглавлял комсомольскую организацию предприятия. В послевоенное время, став машинистом после курсов в Горьком, был избран секретарём Тумской узловой комсомольской организации, увлекался футболом, волейболом, играл в духовом оркестре. Во время службы на флоте стал комсомольским вожаком роты, корабля, окончил двухгодичную партийную школу. Позже в Рязани избирался депутатом Железнодорожного райсовета.

 

Завершив службу, продолжил обучение в вечерней школе. После окончания десятилетки поступление в МИИТ обсуждали на семейном совете. Мама Николая Гавриловича и молодая жена Прасковья советовали ему учиться дальше на очном отделении. И, взяв отпуск для сдачи экзаменов, он неожиданно для себя сразу же поступил в институт. Кстати, и в МИИТе был активистом – заместителем председателя студенческого профкома.

 

После защиты диплома Николай Монахов получил распределение в паровозное депо Рязань, где остро ощущался дефицит инженерного состава. Его приняли на должность мастера заготовительного цеха. Затем работал приёмщиком (проверял от МПС качество ремонта локомотивов), заместителем начальника депо по ремонту, главным инженером депо. С 1975 по 1977 годы возглавлял коллектив этого предприятия, а на заслуженный отдых уходил с поста начальника отдела локомотивного хозяйства – заместителя начальника Рязанского отделения, на котором прослужил более 10 лет. И с достижением пенсионного возраста его знания, опыт были востребованы. Он работал бригадиром по моторно-рельсовому транспорту в дистанции пути, старшим инструктором по этому виду транспорта по Рязанскому отделению, бригадиром восстановительного поезда.

 

– Мне посчастливилось в своей жизни работать с корифеями локомотивного хозяйства и учиться у них, – вспоминает Николай Гаврилович. – Особенно хотелось бы отметить Юрия Ильича Житенёва – заместителя начальника Московской дороги, Павла Михайловича Акулова, Геннадия Васильевича Павликова – начальников службы, заместителей начальника дороги. А также Героев Социалистического Труда Юлия Александровича Фёдорова – главного инженера, а затем начальника депо Рязань и Владимира Трофимовича Стрельникова, который, возглавив депо Рыбное, вывел его в лучшие на сети, сюда приезжали учиться опыту не только с железных дорог нашей страны, но и иностранцы.

 

Николай Гаврилович назвал много достойных людей того поколения, внёсших большой вклад при переходе депо Рязань на новые виды локомотивов – электровозы и тепловозы. С особым уважением он отозвался о фронтовиках, на которых равнялась молодёжь, в их числе отметил Николая Васильевича Трепольского, который во время войны служил в дальней авиации, бомбил Берлин, а в мирное время был заведующим техническим кабинетом депо.

 

Следует добавить, что в должности начальника отдела локомотивного хозяйства Рязанского отделения Николай Гаврилович принимал активное участие в том, чтобы в депо Рыбное воплощались на практике прогрессивные методы и технологии, разработанные В.Т. Стрельниковым. В том числе по внедрению сетевого графика крупноагрегатного ремонта локомотивов – уникального метода, не имевшего аналога в мире. А возглавляемый Монаховым отдел был надёжным связующим звеном в решении важных вопросов с дорожной службой, руководством столичной магистрали.

 

В то время, когда свершались революционные преобразования в деповских цехах, в 1981 году Николай Гаврилович был награждён знаком «Почётному железнодорожнику». А в локомотивном хозяйстве отделения тогда было 4 депо, где трудились около 2000 человек, и большинство – работники локомотивных бригад. Что и говорить, очень беспокойная должность – быть в ответе за всех локомотивщиков. А по ночам всегда рядом с ним стоял телефон на случай ночных звонков.

 

В завершение нашей встречи почётный железнодорожник и почётный ветеран Московской железной дороги Николай Гаврилович сказал, что всегда считал главным в своей работе – быть во всём примером для подчинённых. Для многих его жизнь остаётся и сейчас достойным образцом. В мае этого года с 90-летним юбилеем его пришли поздравить работники родного депо, с искренним уважением они говорили о заслугах ветерана. Были и поздравления из Москвы от товарищей, с которыми Николай Гаврилович работал в локомотивном хозяйстве Рязанского отделения, учил их и учился у них. Они были и остаются достойными представителями нового поколения железнодорожников, грамотными и культурными специалистами, с которыми приятно работать.

 

В своём доме Николай Гаврилович окружён заботой и вниманием. Живёт он с семьёй сына Владимира. Вместе с супругой Прасковьей Савельевной, которая много лет отработала школьным учителем физики и математики, они воспитали двоих детей, которыми по праву могут гордиться. Радуют заслуженного ветерана две внучки и внук, трое правнуков.

 

Николай Гаврилович по-прежнему много читает, увлекается историей железных дорог, у него множество книг о военных полководцах. И по доброй традиции ведёт дневник о прочитанном, а также папку о футбольных и хоккейных событиях, происходящих в стране и мире.


Татьяна Глыва