31 мая 2020 10:09

31 мая 2020 10:09

фото: Наталья Щевелева

Человек пути

Многолетний опыт Николая Михеева на столичной магистрали – пример и наука для молодых

Николай Васильевич Михеев едва ли нуждается в представлении. Железнодорожника чтит не одно поколение путейцев, работавших на Московско-Рязанском направлении. Некогда самый молодой руководитель ПМС на всей дороге, в 70-е годы он вывел родную ПМС-12 (станция Рыбное) в число передовых. Звания «Предприятие эффективных технологий и эстетики» оно было удостоено в числе первых на столичной магистрали, в чём огромная заслуга ветерана.

Николай Михеев мог бы многое рассказать современной молодёжи. Например, в чём секрет успешного руководителя на стальной магистрали. Он, по мнению ветерана, при любой власти, экономическом строе сводится к простой формуле: когда есть забота о людях, дело будет двигаться вперёд. Этот постулат железнодорожник произносит медленно, взвешивая каждое слово, – так, чтобы он непременно отложился у меня в памяти, а может, стал напутствием для всех тех, кто только начинает свой путь на железной дороге.

 

Трудившиеся под началом Михеева работники ПМС-12 до сих пор вспоминают и построенное им на станции Рыбное пятиэтажное общежитие, и передвижную вагон-столовую, в которой вкусно кормили во время работы на отдалённых перегонах, и то, как прирастала новыми производственными цехами сама база станции. Каких трудов и нервов забота о коллективе стоила тогдашнему руководителю, знает, пожалуй, только он сам.

 

– Начальником ПМС-12 меня назначили в 1971 году. Скажу честно, данное предприятие в тот период оказалось далеко не в лучшем состоянии: техника в разоре, хорошие специалисты уходят. А задача капитально ремонтировать путь остаётся, – вспоминает ветеран. – Для того чтобы возродить ПМС, нужно было решить три принципиальных вопроса. Первый – обеспечить работников жильём. Сами посудите, вправе ли руководитель требовать отдачи от человека, живущего с семьёй в деревянном вагоне. Второе – питание. Ведь путейцы из ПМС трудятся на перегонах, сутками отсутствуют дома. Третье – восстановление базы, пополнение её техникой, строительство цехов. А время тогда было такое, что без труда ничего не достанешь. Кирпичи, балки, плитку добывали, изрядно побегав. Приходилось выкручиваться. Делаем мы себе, например, железнодорожную ветку от Дягилево, приходят соседи-строители: «А как бы и нам к заводу ЖБИ ветку проложить?». Отвечаю: «Вы себе строите, давайте и нам колонны для путевых машин». Выговоры за такое я и мой главный бухгалтер получали, а объекты всё равно на баланс принимали. А как иначе, если новую технику в первую очередь выделяли тем, у кого подготовлена ремонтная база и штат укомплектован квалифицированными работниками.

 

Кадровая работа на ПМС – это вообще отдельная история. Пожалуй, это была единственная на железной дороге структура, куда принимали всех. Сложные бытовые условия, напряжённый трудовой график – всё это делало ПМС, скажем честно, не самым привлекательным местом.

 

Из местных, рязанских, – продолжает собеседник, – мало кто на такую работу соглашался. Поначалу большинство составляли те, кого принято называть «101 км». Посмотришь на послужной список такого кандидата, а там одна судимость, вторая. Но и с такими людьми можно иметь дело. Зато, как только на станции открылось общежитие на 360 мест, кадровый состав предприятия улучшился. Вы бы видели восторг жён и детей путейцев, которые наконец-то смогли переехать из вагонов в комнаты. Кстати, те, что с судимостью, квадратные метры не получали. А вот молодые ребята после техникума к нам стали приходить охотнее.

 

ПМС-12 стала вторым после ПМС Брянска предприятием на МЖД, которое полностью ликвидировало «цыганские» вагончики, первым и, пожалуй, един- ственным, которое имело свою вагон-столовую.

 

– В составе поезда он всегда выезжал на перегоны. Я требовал, чтобы в ежедневное меню обязательно входило мясо, 150 г сметаны, яйцо, чай в неограниченном количестве, – отмечает Николай Васильевич. – Порой путь только до «окна» занимал больше трёх часов, плюс сам ремонт, плюс дорога обратно. Судите сами, трудна ли работа путейца?

 

– А отвечал ли коллектив взаимностью? Была ли отдача? – интересуюсь я.

 

– Я вам расскажу один эпизод, а вы уж сами судите, была ли отдача. Мы возвращались с «окна», на перегоне Задубровье – Шилово меняли плети, отработали по полной. На одной из станций меня вызывают к телефону – мол, на ряжском направлении сход, нужны люди для восстановления пути. Мы трогаемся туда, выполняем поручение, а на следующее утро у нас снова «плановое окно». Время 3 часа ночи. Я подхожу к своим ребятам и говорю: «Приказывать я вам не могу, кто не может ехать, я всё пойму». Согласились все. Собрал я всех своих потом: «Спасибо, – говорю, – мне вам больше сказать нечего». А у самого комок в горле.

 

В период руководства Николая Васильевича ПМС-12 ежегодно капитально ремонтировала до 80 км пути. Это стало возможным благодаря крепкой материально-технической базе, созданной практически с нуля. Для ремонта путевых машин тяжёлого типа было построено депо, к нему подведены теплотрасса, две нитки водопровода, в депо смонтировали кранбалку. Одновременно построили мастерские, которые наполнили необходимым станочным оборудованием, склад ГСМ, гаражи.

 

– Начальник Рязанского отделения Анатолий Турков, надо признать, меня полностью поддерживал. На селекторных совещаниях он так и говорил: «Если Михеев чего-то просит, считайте, что я попросил», – улыбается железнодорожник. – Я много ездил по другим дорожным ПМС, набирался у коллег опыта.

 

В 1986 году Николая Васильевича переводят в Москву, начальником в ОПМС-103. На этом месте он сменил легендарного железнодорожника Василия Медведева. О своём будущем назначении Николай Михеев узнал при забавных обстоятель- ствах – на 60-летии Василия Ивановича.

 

– На юбилее собрались все руководители. И тут голос ведущего: «Слово для поздравления предоставляется будущему начальнику ОПМС-103 Николаю Михееву». 13 лет я отдал этому предприятию. А на пенсию ушёл в 2001 году с должности начальника отдела пути Московско-Рязанского отделения, – подводит итог ветеран.

 

Откуда у железнодорожника такая энергия и талант руководителя, он и сам не знает. Вырос в крестьянской среде, в семье было ещё две сестры, так что мужская доля на плечи легла с детства. Учёба в школе ему тоже всегда давалась легко, аттестат с отличием позволил поступить в Рязан- ский железнодорожный техникум без экзаменов. Первая должность и место работы – путевой рабочий ПДМС №3 на станции Кочетовка. Через две недели уже бригадир, за месяц до 18-летия – мастер, а через год – начальник путевой колонны, 200 человек в подчинении. Дальше служба в армии, и снова железная дорога, заочное обучение во ВЗИИТе. В общей сложности стальной магистрали кавалер ордена Трудового Красного Знамени, почётный железнодорожник Николай Михеев отдал 42 года. Отмечен также званиями ветерана труда, почётного ветерана Центральной дирекции по ремонту пути, почётного ветерана Московской железной дороги. В настоящее время возглавляет совет ветеранов Московской дирекции по ремонту пути.


Наталья Щевелева