28 мая 2020 08:25

28 мая 2020 08:25

фото: Владимир Горелкин

Машинисты проявили себя мастерами

Итог престижного соревнования предопределили знания и практический опыт его участников

В канун Дня железнодорожника на столичной магистрали прошёл финальный этап конкурса «Московские мастера». За право называться лучшим боролись машинисты электропоездов, которые являются победителями аналогичных соревнований в своих дирекциях и компаниях. В соперничестве с восемью коллегами победу одержал представитель ЦППК Павел Савин.

Участники соревнования вступили в борьбу на разных площадках. Впрочем, объяснение такой метаморфозе нашлось самое простое. Его дала Ирина Богданова – представитель Дорпрофжела (одного из организаторов конкурса), главный специалист отдела социально-экономической защиты.

 

– Мы изначально постарались поставить всех конкурсантов в одинаковые условия, – заметила она. – И если машинисты, представлявшие здесь Московскую дирекцию скоростного сообщения (МДОСС), работают на «Ласточках», то и практический этап соревнований они должны были проходить на этих электропоездах. Тем же, кто водит составы пригородного сообщения (машинисты, выступавшие на конкурсе от Московской дирекции моторвагонного подвижного состава и ЦППК), мы предложили проявить себя на привычной им технике. Так что у данного этапа оказалось два места проведения – Ленинградский вокзал (где, в частности, эксплуатируются «Ласточки») и моторвагонное депо Перерва.

 

Продемонстрировать лучшие практические навыки одинаково непросто всем конкурсантам. При этом каждый должен за определённый отрезок времени (не более 10 минут) определить неисправность, из-за которой состав нельзя привести в движение. Чем быстрее такая неисправность обнаружится, тем выше оценка за выполненное задание.

 

В кабине электропоезда, стоявшего на путях депо Перерва, представители конкурсной комиссии принимают экзамен. Первым выпало выполнять практическое задание машинисту депо Перерва Вячеславу Лиуфе.

 

Его задача – обнаружение неисправности, из-за которой после остановки локомотива на остановочном пункте произошло опускание токоприёмника и отключение быстродействующего выключателя. На поиски дефекта конкурсанту потребовалось чуть больше 3 минут. Результат достаточный, чтобы получить максимальную сумму баллов (30) за выполненное задание.

 

Пришла очередь продемонстрировать профессиональное мастерство в этом конкурсе машинисту депо Железнодорожная Сергею Кирееву. Суть неисправности: постороннее питание, идущее в кабину от провода 47. Судя по всему, правильно выполнить нужные в такой ситуации действия конкурсанту мешает волнение. Проходит 2 минуты… 5… И только на исходе 10-й неисправность найдена. Однако мнение жюри звучит как приговор: поиски неисправности велись, когда состав находился в незаторможенном состоянии, замечены и другие нарушения. Задание нельзя считать выполненным.

 

Пока не настала очередь показать себя в деле очередному конкурсанту, интересно узнать у одного из представителей конкурсной комиссии главного ревизора по безопасности движения ЦППК Александра Александрова, не слишком ли строги члены жюри при оценке действий машинистов.

 

– Любой из представителей этой профессии, – отвечает он, – призван не только управлять локомотивом, но и знать правила эксплуатации и техники безопасности, уметь предвидеть возможные инциденты. Особенно, когда оказывается вдали от депо и приходится полагаться только на свои навыки. Сегодня мы оцениваем действия 9 лучших машинистов полигона Московской дороги, и снисхождение вряд ли стоит делать в такой ситуации.

 

Вместе конкурсанты собрались в депо Перерва уже для прохождения очередного этапа соревнования, называвшегося «презентация».

 

Девять выступлений – девять разных рассказов о том, как эти парни стали машинистами. Машинист депо Александров Максим Жеков, например, прежде чем начать водить поезда, поначалу хотел стать кадровым офицером. Даже сделал попытку поступить в Рязанское высшее военное командное училище связи, но не прошёл по конкурсу. Затем было желание попробовать себя в кулинарии. Как след- ствие – профессиональная учёба и работа в престижном ресторане. Но всё это уже в прошлом, по- скольку в один прекрасный день наступило разочарование от выбранной профессии. Кстати, подобных разочарований и в последующей биографии Максима было предостаточно. Что он только не перепробовал! Работу в качестве технолога по выращиванию искусственных минералов, подвизался и на валютной бирже. Возможно, мытарства парня продолжались бы и по сей день, если бы в один прекрасный день он не задумался о профессии машиниста…

 

Совсем иначе судьба складывалась у машиниста депо Подмосковное Евгения Вялых. Железнодорожник в четвёртом поколении, он, ещё учась в школе, не имел сомнений относительно выбора профессии. О своей нынешней работе в Москов- ской дирекции скоростного сообщения Евгений рассказывает не иначе, как с восторгом.

 

– Как и большинство машинистов, – заметил он в своём выступлении, – предпочитаю дальние плечи. Пожалуй, самое любимое – Москва – Курск. Хотя по долгу службы водим свои «Ласточки» везде: и по МЦК, и по радиальным направлениям.

 

Насколько сложно было за какие-нибудь 5 минут рассказать о своём приходе в профессию?

 

– Очень волнительно, это же конкурс, – отвечает на вопрос уже по завершении презентации ещё один принимающий участие в соревновании представитель МДОСС Александр Григорьев. – Но в то же время и интересно: во время рутинной работы, в обычные дни нет такого адреналина, а здесь соревнования, каждый хочет стать лучшим. Если же говорить о профессии машиниста в целом, то, думаю, управлять поездом не только дело практики – это либо дано, либо нет. Иногда люди не чув- ствуют состав, из-за этого они находятся в постоянном напряжении. А поездом нужно управлять спокойно, расслабленно, доверяя себе. Но, пожалуй, самое главное здесь – огромная ответственность за жизни людей. Каждый из нас должен об этом помнить.

 

Теоретическая и практическая стадии конкурса во многом прояснили ситуацию с определением лучших в этом состязании. В тройку призёров вошли Павел Савин, Евгений Вялых и Максим Жеков. Открытым оставался только вопрос, кто же в итоге станет победителем. Перед членами жюри неожиданно возникла сложная задача. Первые двое из перечисленных конкурсантов набрали абсолютно одинаковое количество баллов. Согласно положению о конкурсе при равенстве максимально набранных баллов участникам предлагается ответить на дополнительные вопросы, после чего и выявляется победитель. Лучше с последним заданием справился Павел Савин.

 

В беседе с «Московским железнодорожником» победитель конкурса рассказал о том, что с 2015 года и по сей день он водит электропоезда на белорусском направлении. Совсем недавно окончил с отличием обучение в Российском университете транспорта. Ещё в школьные времена старшеклассник Паша Савин проводил каникулы в Переславле-Залесском. Завёл знакомство с людьми, работавшими на местной узкоколейке. Они и обучили первым навыкам вождения поездов. Уже много лет спустя, совершенно не помышляя о работе на железной дороге, Павел случайно заглянул к знакомому, работавшему в моторвагонном депо. В ходе возникшей беседы сообщил о так и не пригодившихся навыках. А в ответ поступило предложение заглянуть в кабину электропоезда. Даже и не помышлял, как признаётся Павел, что она надолго станет его рабочим местом. Работа машиниста требует постоянной концентрации и отдачи. Может быть, по- этому получилось победить в конкурсе. Ведь с предложенными здесь для разрешения ситуациями он сталкивается чуть ли не ежедневно.

 

Победитель и призёры конкурса отмечены памятными сувенирами НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», подарками от Дорпрофжела Московской дороги. Но главное их чествование, как было объявлено по завершении соревнований, состоится в торжественной обстановке во время празднования Дня города Москвы в начале сентября.



Владимир Горелкин