21 июля 2019 14:17
фото: Александр Кирюшкин

Условия труда – залог успеха

Профсоюзные активисты и машинисты говорят о работе и задачах профорганизаций в депо

Юрий Чумаченко,
Герой Соцтруда, ведущий Клуба машинистов

– Коль сегодня мы говорим о работе деповских профсоюзных организаций, то я не могу не вспомнить, что недавно мы отметили 90-летие замечательного человека, профсоюзного активиста Алексея Мамаева. Всю свою жизнь он проработал на железнодорожном транспорте. Профсоюзная организация всегда боролась прежде всего за права работников, отстаивала их интересы. Считаю, что сегодня роль профсоюзной организации ещё больше возросла. Ведь если в моё время в решении ряда вопросов ей оказывали помощь и поддержку и партийная, и комсомольская организации, то сейчас профсоюзы отстаивают интересы тружеников, можно сказать, в одиночку.

 

В моё время профсоюз занимался, в частности, улучшением жилищных условий членов локомотивных бригад. Строилось много жилья, и вопросы с получением жилплощади решались успешно. Все машинисты и их помощники проживали в Москве или ближайшем Подмосковье. Стабильная и достойная заработная плата давала уверенность в завтрашнем дне.

 

Профсоюз строго следил за соблюдением трудового законодательства. Так, если на производстве нельзя было обойтись без сверхурочных часов, то переработка хорошо оплачивалась. Медицинское обслуживание было на высоком уровне, человек не боялся занедужить, больничные листы оплачивались должным образом. Вспоминаю, что в депо Москва-Сортировочная, где я работал, регулярно устраивались спортивные соревнования по футболу, лыжам, боксу, шахматам, шашкам. Все эти состязания курировала профсоюзная организация. Конечно, она занималась и предоставлением путёвок. Причём члены профсоюза платили не более 10–15% от её стоимости. Существовала система, при которой чем больше времени ты состоишь в профсоюзе, тем меньше платишь за путёвку.

 

Первым местом, куда и прежде, и сейчас шёл человек со своими заботами и проблемами, был профсоюз, и там ему действительно помогали и помогают.


Валентина Шпынтова,

председатель первичной профсоюзной организации локомотивного депо Вязьма  


– Сейчас наша профсоюзная организация насчитывает 550 человек, что составляет 100% от общего числа работников депо. Главная задача, конечно, – это защита прав и интересов членов профсоюза, а если говорить более предметно, то – проверка условий труда, надзор за правильным начислением премий и стимулирующих выплат, контроль выполнения положений Коллективного договора, графика отпусков и многое другое.

 

Одним из основных направлений нашей деятельности является страхование членов локомотивных бригад от профессиональной непригодности по медицинским показаниям. Программа начала действовать в 2012 году. Конечно, люди не сразу поверили в её действенность. Но благодаря разъяснительной работе, в которой самое активное участие приняли профсоюзные активисты, члены локомотивных бригад поняли, что страхование – дело стоящее. Сумма страхования определяется в зависимости от возраста работника, его стажа, взносов. Как правило, она варьируется от 100 до 500 тыс. руб. Всего в эту программу сейчас вступили 324 члена локомотивных бригад, или 74,8% от их общего числа. Уже были произведены восемь страховых выплат по профессиональной непригодности на сумму 2 млн 350 тыс. руб.

 

Другое немаловажное направление работы – обеспечение отдыха машинистов и их помощников. Сейчас члены профсоюза платят не более 20% от стоимости путёвки, а их родственники – не более 50%. Детские путёвки стоят не более 15% стоимости, а ребятишки из многодетных семей или из семей с одним родителем на юге отдыхают бесплатно. Кроме того, в прошлом году в период летних отпусков профсоюз организовал семейные туристические поездки в Казань, Санкт-Петербург, Рязань и Белоруссию.

 

Александр Кирюшкин,

машинист эксплуатационного локомотивного депо имени Ильича

 

– В депо я тружусь с августа 2011 года, а машинистом – с октября прошлого года. Вожу электровозы ЧС7. Как пришёл в депо, так сразу и вступил в профсоюз.

 

В нашем депо профсоюз на деле помогает людям, его активисты всегда с охотой разъясняют положения Коллективного договора, порядок и правила начисления премий, предоставления отпусков.

 

Несколько лет назад у меня была проблема с дополнительным учебным отпуском (в то время я не только работал, но и одновременно учился в МИИТ). Вопрос был решён после вмешательства профсоюзной организации. На время сессии мне был предоставлен оплачиваемый учебный отпуск.

 

Не секрет, что для того чтобы хорошо работать, нужно и хорошо отдыхать. Именно поэтому организация отдыха является одним из главных направлений в деятельности деповской профсоюзной организации. Членам локомотивных бригад предоставляется возможность съездить в туристические поездки. Сам я недавно в составе туристической группы побывал в Санкт-Петербурге. Не обходит вниманием профсоюз и спортивные мероприятия. Для машинистов и их помощников устраиваются соревнования по настольному теннису, футболу, лыжам.

 

Оказывает профсоюзная организация и материальную помощь своим членам. Сам я дважды получал такую безвозмездную финансовую поддержку.

 

Занимается профсоюз и производственными вопросами. Так, на участке Москва – Брянск время для приёмки и подготовки локомотивов к выезду на маршрут для работников нашего депо равнялось 50 мин., а для работников Брянского депо – более одного часа. После вмешательства профсоюзной организации такая несправедливость была устранена, и нам увеличили время для подготовки локомотивов.

 

Сергей Сафронов,

машинист эксплуатационного локомотивного депо Орёл

 

– Я работаю в депо с 1983 года, а машинистом – с 1987-го. Много видел различных профсоюзных лидеров. С 2004 года нашей профсоюзной организацией руководит Иван Мезенцев, и за это время сделано немало. Это – исключительно обязательный, ответственный человек. Если он что-то обещает, то обязательно выполняет.

 

Не секрет, что сейчас ужесточились медицинские требования к здоровью членов локомотивных бригад. Поэтому я считаю, что страхование машинистов и их помощников от профессиональной непригодности по медицинским показателям нужно и полезно. Неслучайно профсоюзные активисты настойчиво пропагандируют и разъясняют его необходимость.

 

Заботится профсоюзная организация и о культурном отдыхе членов локомотивных бригад. Не так давно были организованы, в частности, туристические поездки в Санкт-Петербург, Киев, Казань, Белоруссию. Сотрудники депо, побывавшие там, вернулись с новыми впечатлениями, хорошо отдохнули. Устраиваются у нас коллективные походы в местные орловские театры и во время гастролей в Орле столичных коллективов. Каждое воскресенье для членов профсоюза открыты каток и бассейн. Для детей летом функционируют оздоровительные лагеря в Орле и на Черноморском побережье. На новогодние праздники профсоюз регулярно закупает для детворы билеты на ёлки. Только в этом году 12 ребят ездили в Москву на кремлёвскую ёлку.

 

Конечно, профсоюз заботится и о спортивном досуге, устраиваются лыжные соревнования, а деповская команда ежегодно участвует в состязаниях в рамках проекта ОАО «РЖД» «Спорт поколений».

 

Виталий Помогаев,

председатель первичной профсоюзной организации моторвагонного депо Брянск-1

 

– Я возглавляю профсоюзную организацию с 2014 года. В депо сейчас работают 627 человек, из которых 625 – входят в профсоюзную организацию. Если же говорить собственно о членах локомотивных бригад, то все они вступили в профсоюз.

 

Конечно, добиться такого результата было непросто. Каждый работник должен чувствовать, что профсоюз существует в депо для него и защищает его интересы. У нас активно претворяется в жизнь программа под названием «профессиональная защита». Её цель – обеспечение страховой гарантии членам локомотивных бригад на протяжении всей их трудовой деятельности. В настоящий момент в неё вступили 64 машиниста и их помощника. Заботятся у нас и о тех, кто нуждается в жилье. Так, пяти работникам локомотивных бригад в последнее время были выделены комнаты в специализированном жилищном фонде ОАО «РЖД», ещё нескольким помогаем оплачивать съёмное жильё.

  

Активно работают общественные инспекторы, осуществляющие контроль безопасности движения, выполнения работниками своих должностных обязанностей. Особенно хотел бы отметить деятельность общественных инспекторов Сергея Пунина и Валерия Полякова.

 

Проходят под эгидой профсоюзной организации и спортивные мероприятия. Это – городские и районные соревнования по мини-футболу и волейболу. Если же говорить об отдыхе сотрудников депо, то и здесь профсоюз делает всё от него зависящее, чтобы машинисты и их помощники могли качественно отдохнуть и набраться сил. Так, в прошлом году мы приобрели около 150 льготных путёвок в пансионаты и дома отдыха ОАО «РЖД». Для детей в каникулы открыты оздоровительные лагеря.

 

Помимо персонала депо, на профсоюзном учёте состоят и 15 ветеранов. Конечно, мы оказываем им всестороннюю помощь и поддержку: поздравляем с праздниками, организуем экскурсионные поездки по Брянской области, соседним регионам.

 

Сергей Михеев,

машинист-инструктор, общественный инспектор эксплуатационного локомотивного депо Москва-Пассажирская Курская

 

– Профсоюзная работа в депо вышла на новый уровень после того, как в 2015 году организацию возглавила Алла Гусева. Это особенно видно на примере страхования членов локомотивных бригад от профессиональной непригодности по медицинским показателям. Сейчас наше депо стало чисто эксплуатационным, и исчезла возможность, оставаясь на старом месте работы, переквалифицироваться в слесари. Это, так сказать, объективные причины того, что число застраховавшихся возросло за эти годы с пяти до 30 человек. Но это, конечно, не могло бы произойти без серьёзной разъяснительной работы профсоюзных активистов.

 

Помимо этого, члены локомотивных бригад пользуются услугами профсоюзного кредитно-потребительского кооператива.

 

Общественным инспектором я работаю с 2015 года. В основном мы, инспекторы, выезжаем на линию, следим за порядком маневровой работы, сигнализацией на переездах, соблюдением регламента переговоров машинистов с диспетчерами. Составляем акты, отчёты, посылаем телеграммы службам, в работе которых выявлены нарушения.

 

Как общественный инспектор, я осуществляю контроль за состоянием комнат отдыха для членов локомотивных бригад. Не скрою, одно время у нас были серьёзные проблемы в Костроме. Помещения подолгу не убирались, везде было неухоженно. Сейчас благодаря общественным инспекторам и вмешательству профсоюза с этим безобразием покончено. Теперь здесь можно хорошо выспаться и отдохнуть перед рейсом. Кроме того, профсоюз оказал содействие в приобретении телевизора, посуды, микроволновой печи. Аналогичные замечания были и по комнатам отдыха на станции Ярославль-Главный. Сейчас опять же благодаря профсоюзу и общественным инспекторам положение исправлено.

 

В депо действует реабилитационный центр, который ежедневно посещают 10–15 человек. Профсоюз организует туристические поездки для своих членов. Предоставляются семейные путёвки в пансионаты на Алтае и в Сочи, а дети выезжают в лагеря на Черноморское побережье.


Пётр Баденков,

председатель первичной профсоюзной организации моторвагонного депо Александров  

 

– У нас в депо подобрался очень хороший дружный коллектив, многие работают семьями. Например, Власовы, Ляпуновы, Чернышёвы и другие. Так происходит потому, что есть стабильность и действует Коллективный договор, который придаёт уверенности в завтрашнем дне. Профсоюзная организация – это партнёр администрации, и мы вместе стараемся создавать в коллективе благоприятный трудовой климат.


Конечно, есть и проблемы, как без них. Так, сейчас у нас большую озабоченность вызывает возможная передача двух дошкольных учреждений №46 и №47 из ОАО «РЖД» администрации города Александров. Оба детских сада находятся в отличном состоянии, там замечательные воспитатели, которые прививают детям любовь к железной дороге. Этой проблемой мы сейчас очень обеспокоены.

 

Значительное внимание профсоюз уделяет спортивной жизни коллектива. Деповская команда принимает активное участие во всех спортивных мероприятиях, проходящих в рамках МЖД. Сейчас при помощи профсоюзной организации идёт ремонт спортивного комплекса депо.

  

Благодаря договору между сотовой компанией Билайн и Дорпрофжелом члены профсоюза пользуются льготной мобильной связью. Действует кредитный кооператив, в котором можно получить финансовую помощь, ведётся работа по страхованию членов локомотивных бригад от профессиональной непригодности по медицинским показателям.

 

Многое делается и для наших ветеранов. Действует фонд «Ветеран», куда от сотрудников депо перечисляются средства, из которых в случае необходимости выделяется финансовая помощь нуждающимся пенсионерам.

  

Николай Синицын,

председатель Дорпрофжела на Московской железной дороге

  

– Требования к современному профсоюзному лидеру достаточно высоки. Он должен быть профессионально, технически, экономически и юридически грамотен, соответствовать уровню подготовки руководителей, чтобы уметь на равных вести диалог с администрацией, отстаивая интересы работников – членов РОСПРОФЖЕЛ.

 

В Дорпрофжеле на Московской дороге для этого выстроена система обучения и переподготовки председателей первичных организаций. Они постоянно повышают свои знания. Однако многое зависит и от самого человека, его желания познавать новое и стремления двигаться вперёд.

 

В Год улучшения условий труда и производственного быта одной из приоритетных задач для председателей первичных профсоюзных организаций локомотивного хозяйства является осуществление контроля проведения работ по ремонту и восстановлению систем жизнеобеспечения в кабинах подвижного состава, соблюдения режима труда и отдыха локомотивных бригад, их своевременного обеспечения спецодеждой.


Материалы подготовил Андрей Городнов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30