27 июля 2021 12:13

27 июля 2021 12:13

фото: Дмитрий Кириллов

Богатая история дистанции

«Савёлка» – предприятие, познавшее надежды становления, тяготы военного лихолетья и радость мирного труда

Марк, Клязьма, Катуар, Влахернская, Яхрома, Кузнецово, Ударная. Это – поэтичные и где-то даже загадочные наименования сегодняшних и уже подзабытых закрытых станций и полустанков полигона Московско-Савёловской дистанции пути. «Савёлка», как когда-то с любовью называли это предприятие в народе, в эти дни отмечает своё 115-летие.

 

Датой зарождения Московско-Савёловской дороги считается 1898 год. Технические условия на постройку линии были одобрены инженерным советом МПС и утверждены тогдашним министром путей сообщения М.И. Хилковым 24 декабря 1897 года. Основным доводом строительства послужила коммерческая составляющая. Создание ветки позволяло существенно ускорить доставку грузов с пароходов – от Волги в Москву. Права на постройку линии получило Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.

 

Председателем общества был известный промышленник и меценат Савва Морозов, акционерами – богатые купцы, промышленники и землевладельцы того времени. Уже осенью 1898 года начались земляные работы к северу от Москвы – в Бескудниково и одновременно с другой стороны – от села Савёлово на Волге в сторону старинного города Дмитрова. Линия должна была пройти через Яхрому, Дмитров, Кузнецово, Талдом. Землевладельцы и промышленники, по территориям которых проходило строительство, были в первую очередь заинтересованы в быстрейшем возведении дороги. Имена двух из них – Марка и Катуара до сих пор носят станции на полигоне Московско-Савёловской дистанции. Станция Кузнецово, названная по имени владельца фарфорового завода, в 30-е годы была переименована в Вербилки.

 

В путь укладывались рельсы Брянского, Южно-Днепровского (сегодня это Криворожсталь на Украине) и Путиловского заводов весом 24 фунта/фут (что составляло 38,14 кг и соответствовало Р-38), длиной 35 футов (10,675 м).

 

Рабочее движение по Московско-Савёловской ветке было открыто в феврале 1900 года. Наибольшая длина перегона на дороге Дмитров – Кузнецово составляла 22,85 версты, наименьшая Клязьма – Лобня – 5,21 версты. Было построено восемь станций: III класса – Дмитров, IV класса – Бескудниково, Лобня, Яхрома, Кузнецово, Талдом, Савёлово, V класса – Клязьма. Пропускная способность составляла две пары пассажирских и пять пар грузовых поездов в сутки, средняя скорость движения – 20 вёрст в час (около 22 км/ч). На дороге было уложено 72 стрелочных перевода (для сравнения: сегодня только на станции Москва-Бутырская их количество составляет 87 штук). Поезда отправлялись от Ярославского вокзала до станции Лосиноостровская и по соединительной ветке до станции Бескудниково. Здесь производилась пересадка на поезд до Савёлово. Всё это создавало массу неудобств пассажирам.

 

С доклада от 26 января 1901 года министра путей сообщения императору Николаю II «Об открытии движения по Московско-Савёловской линии от станции Бескудниково до станции Савёлово и на соединительной ветви от станции Бескудниково до станции Сортировочная Московско-Ярославской линии» началась история Московско-Савёловской дистанции пути. К весне 1901 года было наконец-то выбрано место для постройки вокзала на севере столицы у Бутырской заставы. 10 марта 1902 года состоялось освящение и торжественное открытие Бутырского вокзала. Это название он носил до 1912 года, затем был переименован в Савёловский.

 

Московско-Савёловская дистанция капитально перестраивалась в 30-е годы XX века в связи с постройкой канала Москва – Волга. Вдоль берега возводимого канала выросли платформы Трудовая, Канал- строй, платформа 19-й км была переименована в Водники. Были ликвидированы депо в Хлебниково (бывшая станция Клязьма) и сама станция, а одноимённая платформа была перенесена за пределы канала им. Москвы в сторону Лобни. От станции Вербилки в сторону Большой Волги была проложена железнодорожная ветка со станциями, названия которых отражали веяния того времени: Соревнование, Темпы, Ударная, Техника. Дальнейшее развитие дороги прервала война.

 

Важную роль сыграла Московско-Савёловская дистанция пути в годы Великой Отечественной войны. По её ходу перебрасывались техника и личный состав войск на защиту столицы. Именно на её рубежах были остановлены фашистские полчища, рвавшиеся к Москве с северо-западного направления. Это на станциях Лобня и Луговая горели фашистские танки от огня зенитных орудий, выведенных на прямую наводку. Это на станции Белый Раст покрыли себя неувядаемой славой бойцы отдельной бригады морской пехоты, стоявшие насмерть. Это от знаменитой Перемиловской высоты на станции Яхрома 6 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной армии, 75-летие которого будет широко отмечаться в нынешнем году.

 

Ветка от станции Вербилки до Большой Волги была разобрана и материалы верх- него строения использовались для прокладки рокадных дорог к линии фронта. Восстановлены пути были в 50-е годы с началом развития наукограда Дубна.

 

Тогда же началась электрификация дистанции. Первая электричка от Москвы до Икши отправилась в 1954 году, а в следующем, 1955-м, – до Дмитрова. Паровозная тяга на дороге сохранялась до начала 70-х годов прошлого века.

 

А в 90-е годы Московско-Савёловская линия была переведена в разряд пригородных. Несмотря на проведённую реконструкцию «старины Савелия», с 1999 года от него перестали отправляться поезда дальнего следования. В настоящее время по путям дистанции ходят только пригородные электропоезда и экспрессы до Лобни, Дмитрова и Дубны, а также аэроэкспресс в аэропорт Шереметьево.

 

Несмотря на свою «второстепенность», Московско-Савёловская дистанция всегда была кузницей кадров для вышестоящих организаций. Наши люди есть и в региональных структурах, и в управленческом аппарате, а бывший председатель ППО дистанции Софья Медведева сейчас ответственный работник ЦК РОСПРОФЖЕЛ.

 

И всё же главное на дороге – люди. Это и первые строители, которые в далёких 90-х годах XIX века таскали тяжёлые тачки с грунтом для насыпи и каменные блоки для мостов, и работники, восстанавливавшие пути под бомбёжками и обстрелами в военное время, поднимавшие дорогу из руин в послевоенный период, и сегодняшнее поколение железнодорожников. Это и многолетние руководители дистанции (Г.Я. Назаренко, В.Е. Сёмин, благодаря усилиям которого в конце 80-х годов было построено новое здание дистанции, А.И. Французов), её рядовые работники (Т.В. Воронежцева, З.Н. Жихарева, В.Е. Митченко, А.И. Новиков, А.В. Потапов, В.Ф. Туранский, В.В. Соколова, Т.А. Чижкова и многие другие).

 

Ярослав Зубык
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31