21 октября 2020 13:35

21 октября 2020 13:35

Грузы уступят дорогу пассажирам

Пропускная способность Мосузла высвобождается для пригородно-городского движения

Проблемам консолидации грузовой работы в пределах Большого окружного кольца (БМО) было посвящено заседание Московского регионального координационного совета, состоявшееся 20 марта 2015 года. Опытом работы с потребителями услуг железнодорожного транспорта с участниками совета поделились руководители дочерних логистических компаний «Жефко» и «РЖД Логистика». Совет прошёл под председательством начальника МЖД Владимира Молдавера.

 

Вопросы консолидации грузовой работы встали во весь рост в связи с ускоренным развитием пассажирского сообщения в Московском железнодорожном транспортном узле. Генеральной схемой развития Мосузла предусмотрено преобразование железнодорожного транспорта Москвы и ближнего Подмосковья из пригородного в пригородно-городской. Поставлена задача увеличить перевозку пассажиров данным видом сообщения к 2025 году в два раза – с 800 млн человек до 1,6 млрд. Поскольку существующие пропускные и перерабатывающие способности Московской магистрали практически исчерпаны, требуется её значительное развитие и обновление, перераспределение и переспециализация существующей грузовой инфраструктуры, полный вывод транзитных грузопотоков из Москвы и ближнего Подмосковья. Для решения задач оптимизации и консолидации грузовой работы в Мосузле ещё в 2012 году создана совместная рабочая группа с участием правительств Москвы, Московской области, Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), АНО «Дирекция Московского транспортного узла» – специализированной межведомственной некоммерческой организации, образованной распоряжением председателя Правительства России.

 

– Совместной рабочей группой проведено обследование всех подъездных путей, примыкающих к станциям Малого кольца, а также контрагентов этих подъездных путей, – сообщил Владимир Молдавер. – Нами сообща тщательно изучена корреспонденция перевозки грузов автотранспортом, развитость грузовых фронтов, достаточность и резервы пропускной способности уличной дорожной сети, экология производства и многое другое.

 

В 2014 году завершён первый этап оптимизации грузовой работы, приказом Росжелдора закрыто 12 из 14 станций Малого кольца для выполнения грузовых операций по отдельным параграфам Тарифного руководства №4. В результате грузовая работа в Москве и ближнем Подмосковье сокращена более чем на 20%, полностью исключена переработка транзитных грузов. Сейчас проводится работа по закрытию девяти грузовых дворов, расположенных в границах Малого кольца, с поэтапным вводом в эксплуатацию будущих мультимодальных терминально-логистических центров (ТЛЦ) – «Люблино», «Ховрино», «Кунцево II» и «Москва-товарная Ярославская».

 

В настоящее время активно ведётся обследование железнодорожных станций и путей необщего пользования в пределах Большого окружного кольца. Для обеспечения переработки прогнозных объёмов грузов на территории Московской области, в том числе планируемых к перераспределению, представлена Программа развития терминально-складского хозяйства железной дороги. Она предусматривает строительство, реконструкцию и капитальный ремонт повышенных путей и эстакад для выгрузки инертно-строительных грузов, площадок для тяжеловесных грузов, складского хозяйства для тарно-штучных и палетированных грузов, в том числе скоропортящихся. Будут построены терминалы для колёсной и гусеничной техники, для обработки сыпучих грузов, центр таможенного оформления международных грузов, а также сервисный контейнерный центр.

 

– В рамках данной Программы для реконструкции и развития предложены 15 площадок грузовых дворов для работы с сыпучим грузом и 14 площадок грузовых дворов для тарно-штучных и тяжеловесных грузов – на савёловском, рязанском, павелецком, курском, киевском, смоленском и рижском направлениях Московской дороги, – сообщил Владимир Молдавер. – Вместе с тем предусматривается исключить рост грузооборота на железнодорожных станциях в зоне организации пригородно-городского (тактового) пассажирского движения.

 

О работе АНО «Дирекция Московского транспортного узла» членам совета рассказал заместитель генерального директора этой некоммерческой организации Александр Кахидзе. Дирекция организует деятельность 10 межведомственных отраслевых рабочих групп. По её данным, на 133 станциях 11 направлений Мосузла ведут грузовую работу 718 предприятий.

 

– Вызывает беспокойство, что более 70% объёма грузовой работы Московского транспортного узла сконцентрировано в зоне организации тактового пассажирского железнодорожного движения, – подчеркнул А.Кахидзе. – Самые загруженные направления – горьковское, павелецкое, ярославское. Вследствие этого происходит поглощение грузовым движением пропускной способности железной дороги. Необходимо исключить транзитную составляющую в грузоперевозках, по максимуму вывести грузовую работу за пределы зоны организации тактового пассажирского движения, сместить тяготение грузоперевозок к зоне Большого кольца.

 

О необходимости усилить пропускную способность Московской магистрали, не жалея для этой важнейшей цели средств городского и федерального бюджетов, говорил начальник отдела рельсовых видов транспорта профильного департамента правительства Москвы Максим Беликов.

 

– Сейчас с нашим участием проводится обследование подъездных путей станций, расположенных между Малым и Большим кольцами МЖД, – рассказал М.Беликов. – Действует единая система мониторинга и контроля грузоперевозок. Уже установлено, что около 80% грузов, поступавших в адрес станций Москвы и ближайшего Подмосковья, – это перевалка, в производстве конечного продукта они не участвовали. Не оправдала себя мультимодальная система Москва-река – железная дорога, для чего и создавалась станция Южный порт. Речные грузоперевозки в силу ряда причин, связанных в том числе и с обмелением рек, в Москве практически сошли на нет, поэтому надо высвобождать инфраструктуру под пассажирское движение.

 

О важных аспектах территориально распределённой деятельности по консолидации грузовой работы в Мосузле рассказали также заместитель министра транспорта Московской области Пётр Кузин и начальник Московской дирекции по управлению терминально-складским комплексом Анатолий Логинов.

 

На заседании совета с презентационными докладами выступили директор по развитию бизнеса ОАО «РЖД Логистика» Денис Мазурин и коммерческий директор ООО «Жефко» Никита Пушкарёв.

 

– В условиях обостряющейся конкуренции с другими видами транспорта, прежде всего в перевозке высокорентабельных грузов, стратегическим ориентиром отрасли является предоставление комплексных интегрированных услуг. Поэтому ОАО «РЖД» последовательно осуществляет формирование транспортно-логистического холдинга, – прокомментировал эти доклады Владимир Молдавер. – Компания «РЖД Логистика» вдвое нарастила квартальный объём перевозок за счёт взаимодействия с портами Дальнего Востока и организации полного комплекса услуг, начиная от отправки грузов со станций до погрузки на судно.

 

В ближайшей перспективе, продолжил Владимир Ильич, мы ориентируемся на новые технологии работы, которыми владеет компания «Жефко». Именно она является для нас тем драйвером, который должен развивать логистические услуги уровня 4PL. На полигоне Московской магистрали необходимо выстроить эффективное взаимодействие с дочерними логистическими компаниями «РЖД Логистика» и «Жефко» при формировании комплексных транспортно-логистических услуг, более результативно использовать их потенциал в части привлечения дополнительных объёмов грузов.

 

Игорь Ленский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31