19 сентября 2019 15:46
фото: Валентина Кокорева

Две линии судьбы

Семейные профессии и традиции – это прочные звенья цепи, которая связывает поколения

Ряжский узел богат трудовыми династиями. По традиции, сложившейся со времени открытия музея железнодорожного транспорта на станции Ряжск-1, здесь на каждом празднике и на различных мероприятиях чествуются династии. А сегодня хотелось бы рассказать об одной из многих – Мацневых-Гусевых. Фамилия Мацневы считается известной и распространённой на станциях Ряжск и Кочетовка. До образования Рязанского отделения, которое в 1946 году вошло в состав Московско-Рязанской железной дороги, обе эти станции входили в Мичуринское отделение Ленинской железной дороги, потому и судьбы многих династий были связаны с ними, а также с фамилией Мацневых.

 

Быстро летит время. Кажется, недавно это было, а прошло уже 20 лет с тех пор, как в сентябре 1993 года, после окончания факультета железнодорожной автоматики, телемеханики и связи МИИТа, молодой специалист Оля Гусева приступила к своим обязанностям электромеханика СЦБ в Ряжской дистанции сигнализации и связи. С того времени многое изменилось, это подразделение вошло в состав дистанции СЦБ Рязань-Узловая. Ольга, сменившая после замужества свою фамилию на Трифонову, стала опытным работником, состоялась в избранной профессии, вместе с мужем они воспитывают двоих детей, дочку и сына.

 

После окончания школы перед Ольгой не стоял вопрос о выборе профессии. Она выросла в железнодорожной семье и, получив аттестат, уже точно знала, что будет поступать в МИИТ, а потом вернётся работать в Ряжскую дистанцию сигнализации и связи, где трудились её родители – супруги Гусевы: мама Раиса Васильевна – инспектором по кадрам, а отец Борис Николаевич – электромехаником СЦБ. Оля продолжила обе железнодорожные династии своих родителей.

 

По материнской линии основатель династии – Емельян Васильевич Мацнев, один из прадедов Ольги, работал кондуктором грузовых поездов на станции Кочетовка. Он жил недалеко от неё, в селе Иловай-Рождественское. Многие его жители имели одинаковую фамилию – Мацневы и работали на железной дороге. Свою трудовую деятельность Емельян начал ещё в конце ХIХ века. В то время Кочетовка входила в Рязано-Уральскую железную дорогу. Женился на дочери железнодорожника из своего же села, отец которой – однофамилец Илья Мацнев – работал путевым обходчиком. Четверо детей Емельяна Мацнева – Василий, Анна, Мария, Александра тоже связали свою жизнь с железной дорогой.

 

Кочетовка – крупный железнодорожный узел, от которого расходятся три направления. Большой трудовой коллектив. Поэтому каждый мог выбрать себе профессию по душе. Василий Емельянович, дедушка Оли Трифоновой по материнской линии, работал дежурным по горке на станции, с супругой Анной они воспитали четверых детей.

 

Когда началась Великая Отечественная война, на крышу их дома поставили зенитки. Немецкие самолёты с первых месяцев войны начали бомбить Кочетовку – один из важных стратегических объектов. Воздушная тревога звучала очень часто. Анна еле успевала собрать своих двоих детей в бомбоубежище.

 

Василия на фронт не призвали, а вручили удостоверение об отсрочке на военную службу, так называемую в народе «бронь». Но дома он бывал редко: то на работе, то на восстановлении путей после бомбёжки. Приходил на несколько часов поесть, передохнуть и снова уходил. А в 1944 году его направили на работу в Литву. Анна осталась одна с детьми, было очень тяжело, но была и радость, что немцев погнали, бомбёжки прекратились. В Прибалтике Василий работал дежурным по станции, в освобождённых районах тоже требовались специалисты.

 

После окончания войны он вернулся на свою родную станцию Кочетовка, где трудился дежурным по горке до ухода на пенсию. В послевоенные годы в их семье родились ещё двое детей – Владимир и Нина. Супруга Анна не работала, занималась их воспитанием, а потом и внуки появились. Все четверо их детей продолжили дело отца Василия и своих дедушек, основателей двух династий с одноимённой фамилией Мацневы, – Емельяна – по отцовской линии и Ильи – по материнской, унаследовав от них такие черты характера, как ответственность, дисциплинированность, верность профессии. Сын Виктор прошёл ступени профессионального роста до заместителя начальника Мичуринского отделения Юго-Восточной железной дороги по кадрам и социальным вопросам, Нина работала в конторе, Владимир – оператором по сортировочной горке. А старшая дочь Раиса – мама Ольги Трифоновой, как говорилось раньше, трудилась в дистанции сигнализации и связи.

 

Родом из семьи железнодорожников и супруг Раисы Васильевны – Борис Николаевич Гусев. Его отец, Николай Сергеевич, до войны был путевым рабочим на станции Ряжск-1. Он ушёл на фронт, когда Борису был всего год. Погиб, защищая Родину от фашистских захватчиков при обороне Ленинграда в 1942 году. А родители Ольги Трифоновой отработали в Ряжской дистанции сигнализации и связи много лет и ушли на заслуженный отдых уверенными, что их династия не прервалась и они оставили после себя достойную смену.

 

Валентина Кокорева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30