Коллективный договор: не благотворительность, а жизненная необходимость

15 марта в управлении Приволжской железной дороги собрались на конференцию представители работников магистрали, чтобы подвести итоги выполнения обязательств дорожного Коллективного договора в 2006 году, определить основные задачи социального партнерства в 2007 году. С докладами перед участниками конференции выступили начальник дороги Александр Храпатый и председатель дорпрофсожа Ярослав Садивский.

15 марта в управлении Приволжской железной дороги собрались на конференцию представители работников магистрали, чтобы подвести итоги выполнения обязательств дорожного Коллективного договора в 2006 году, определить основные задачи социального партнерства в 2007 году. С докладами перед участниками конференции выступили начальник дороги Александр Храпатый и председатель дорпрофсожа Ярослав Садивский. Затем состоялось обсуждение докладов. Сегодня дорожная газета публикует отчет о работе конференции.

Из доклада начальника дороги Александра Храпатого

За 2006 год на реализацию обязательств дорожного Коллективного договора израсходовано 2,4 миллиарда рублей. В настоящее время средняя стоимость социального пакета – с учетом расходов на добровольное медицинское страхование, проезд по личным надобностям, отчислений в негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние», оздоровления в домах отдыха и санаториях и так далее – на каждого работника дороги составляет 22,9 тысячи рублей в год. Это достаточно крупная сумма – почти два среднемесячных заработка.

Обеспечение социальных гарантий работникам, по Коллективному договору, в первую очередь зависит от того, как работает коллектив, его ответственности за порученное дело, достижения высоких производственно-финансовых результатов работы.

 

 

Производственная и экономическая деятельность   

  

Приволжская железная дорога как филиал компании показывает высокую эффективность транспортной работы, осуществляет расширенное воспроизводство основных фондов, а значит, уверенно набирает темпы развития.

Лучшие результаты по объемам перевозки грузов – на Саратовском отделении дороги, на котором и по отправлению грузов, и по эксплуатационному грузообороту не только перевыполнены задания, но и самый высокий прирост по сравнению с  прошлым годом. На Волгоградском отделении план выполнен, но уровень погрузки ниже 2005 года, на Астраханском не выполнен план погрузки и при этом допущено снижение по всей основной номенклатуре грузов.

Прирост пассажирооборота на дороге составил 5,8 процента при среднесетевом росте на 4,4 процента.

Проводимые мероприятия по совершенствованию технологических процессов позволили улучшить качество использования подвижного состава по сравнению с прошлым годом: участковая скорость повышена на 0,7 километра в час, техническая скорость – на 0,8 километра в час; среднесуточная производительность локомотива возросла на 5,1 процента. Увеличены среднесуточный пробег локомотива на 20 километров и средний вес поезда – на 39 тонн.

Главная задача, поставленная  перед дорогой, – обеспечить подвижным составом увеличивающиеся объемы перевозок. Однако оборот вагона к уровню прошлого года замедлен на 0,5 часа.

В условиях увеличения объема перевозок грузов и уровня грузооборота дорогой получена экономия по эксплуатационным расходам, себестоимость перевозок при этом ниже утвержденного бюджетного плана. Однако на дороге имеются непроизводительные расходы, которые возросли по сравнению с прошлым годом, и это отрицательный момент нашей деятельности. Например, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам в локомотивном хозяйстве составили 8 миллионов рублей. Это наши реальные резервы в повышении эффективности производства.

Многие предприятия в отчетный период работали стабильно. 48 коллективов предприятий дороги выходили победителями соревнований, из них 29 коллективам присуждались призовые места в отраслевом соревновании и 19 – в дорожном. Неоднократно занимали призовые места в отраслевом соревновании коллективы станций Волжский, Анисовка, Палласовской дистанции пути, Волгоградской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ. В этих структурных подразделениях – высокий уровень организации труда, активно внедряются новая техника и современные технологии, успешно решаются вопросы повышения надежности и безопасности перевозок.

В минувшем году инфраструктура дороги получила значительное развитие. В рамках реализации комплексного проекта «Кузбасс – Азово-  Черноморский регион» выполнены работы по электрификации участка Сенная – Громово со строительством вторых путей и вводом в эксплуатацию 99,2 километра главных путей на полигоне Приволжской железной дороги. На транспортной схеме участка появились сплошные вторые пути от станции Кашпир Куйбышевской железной дороги до станции Чернавка Приволжской магистрали. Тем самым осуществлена основная целевая задача инвестиционной программы 2006 года.

Одновременно продолжается реформирование дороги, как и компании в целом, в соответствии с Программой структурной реформы.24 января 2006 года подписан учредительский договор о создании пассажирской пригородной компании «Волгоградтранспригород». На дороге созданы Дирекция по управлению терминально-складскими комплексами; Дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин; Дорожная дирекция связи. Выделены из состава дороги Дирекция по ремонту вагонов и Дирекция по обслуживанию пассажиров. На заседании Совета директоров ОАО «РЖД» принято решение о создании Федеральной дирекции железнодорожных вокзалов. На Приволжской магистрали в новую дирекцию войдут три внеклассных вокзала – Саратовский, Волгоградский и Астраханский, а также вокзалы  в городах Балаково, Аткарск, Волжский, на станции Верхний Баскунчак.

В 2007 году продолжится работа по созданию дочерних обществ в области пригородных пассажирских перевозок в Саратовском и Астраханско регионах.

В сентябре 2006 года Правление ОАО «РЖД» в целом одобрило Концепцию реформирования путевого хозяйства и путеремонтного комплекса компании. К концу третьего этапа реформы «РЖД» должны стать эффективным диверсифицированным холдингом, конкурентоспособность которого будет расти за счет привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов и расширения присутствия на ключевых рынках.

11 июля в Саратове президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и губернатор Саратовской области Павел Ипатов подписали Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между ОАО «РЖД» и правительством Саратовской области. Подписаны договоры о сотрудничестве и с другими субъектами РФ полигона дороги. За 2006 год от региональных властей получено 158,7 миллиона рублей компенсаций убытков от перевозки пассажиров в пригородном сообщении. Положительным результатом в работе с регионами является договоренность о пониженных, в сравнении с промышленными потребителями, тарифах на электроэнергию на всей территории, обслуживаемой дорогой. При этом за год экономия средств составила 51,3 миллиона рублей.

Для увеличения доходов дорогой в 2006 году проведена работа по повышению тарифов в пригородном сообщении в Астраханской,  Саратовской и Волгоградской областях. В 2007 году эта работа будет продолжена.

Оплата труда

 

В соответствии с Коллективным договором заработная плата работников в 2006 году проиндексирована четыре раза в общей сложности на 9,6 процента. Она составила 12054 рубля, в том числе на перевозках – 12 325 рубля, то есть выросла по отношению к отчету прошлого года, соответственно, на 19,5 и 19 процентов (сеть – 16,3 процента).

Задание по производительности труда выполнено на 105,7 процента, и темп роста к уровню прошлого года достигнут в размере 9,7 процента. Задание по темпу роста производительности труда выполнили все отделения дороги.

Таким образом, экономически обоснованное соотношение между темпами роста реальной заработной платы и производительности труда обеспечено.

У большинства работников основных производственных групп (82,1 процента) рост среднемесячной заработной платы выше среднедорожного и среднесетевого уровня, в том числе более чем на 20 процентов – у работников локомотивных бригад, на текущем ремонте локомотивов, электромехаников ЭЧ, операторов дефектоскопных тележек.

Сегодня мы жестко ставим задачу для всех предприятий дороги – добиться строгого соответствия заработной платы той отдаче, которую мы получаем от работников.

                                          

***

Для ОАО «Российские железные дороги» внимание к социальной сфере – не благотворительность, а жизненная необходимость, связанная с врастанием компании в рынок. Коллективный договор доказал свою жизнеспособность и позволил достаточно успешно регулировать социально-трудовые отношения на железнодорожном транспорте, в значительной степени обеспечил успешное проведение реформы.

Социальное благополучие коллектива может основываться только на высокой производственной и финансово-экономической эффективности работы дороги.

Главная задача, стоящая перед дорогой, – обеспечить подвижным составом увеличивающиеся объемы перевозок. В бюджетном плане для дороги прирост грузооборота составляет 2,9 процента, но выполнение объемов перевозок в первом квартале позволяет говорить о приросте грузооборота не менее чем на 7 процентов к итогам прошлого года. Выполнить это нужно без снижения качества перевозок и при повышении производительности труда не менее чем на 6 процентов. Следовательно, должны быть задействованы все имеющиеся на сегодня резервы, прежде всего за счет реализации высокоэффективных технологических мер, решения по которым дорогой найдены и согласованы на уровне руководителей компании. Это ввод в эксплуатацию вторых путей на участке Сызрань – Сенная, совершенствование технологии тяжеловесного движения: вождение 6000-тонных поездов на удлиненном на 150 километров плече от станции имени М. Горького до станции Лихая, вождение поездов на участке Астрахань –  Кизил Юрт без смены локомотивных бригад на станции Артезиан, а на участке станция имени М. Горького – Анисовка – без смены локомотивных бригад на станции Петров Вал.

Пропускные возможности дороги растут, технические средства совершенствуются, оптимизируется технология работы. Так что же нам мешает в работе? А мешают нарушения производственной дисциплины со стороны отдельных работников, некачественное выполнение ими своих должностных обязанностей, отсутствие ответственности за общее дело.

Как у дороги есть обязательства по отношению к каждому работнику, трудовому коллективу, так и у работников есть обязательства по отношению к дороге. И дорога вправе рассчитывать на эффективное и неукоснительное выполнение этих индивидуальных и коллективных обязательств каждым человеком, всеми нашими производственными коллективами.

 

В докладе начальника дороги были подробно освещены вопросы  нормирования труда, рабочего времени и времени отдыха, развития кадрового потенциала, гарантий высвобождаемым работникам, негосударственного пенсионного обеспечения через фонд «Благосостояние», ипотечного кредитования и т.д.

В заключение, подводя итоги выполнения обязательств коллективного договора за 2006 год, А.В. Храпатый отметил, что эти обязательства в основном выполнены.

 

 

 

Из доклада председателя дорожного профсоюзного комитета Ярослава Садивского

На всех этапах деятельности профсоюз ставил своей главной задачей  обеспечение социально-экономической защиты, повышение жизненного уровня работников. Ключевым механизмом реализации этих целей стали отраслевые соглашения и коллективные договора.

Сегодня, в год пятнадцатилетия со дня принятия  первого отраслевого тарифного соглашения, хочется вспомнить о людях, принимавших участие в разработке Коллективного договора Приволжской железной дороги на 1992 год. Это Валерий Николаевич Никитин, Борис Моисеевич Лапидус, Анатолий Афанасьевич Корольков, Венедикт Николаевич Павлов, Евгений Иванович Гриневич, Галина Степановна Богданова, Валерий Николаевич Вануйто, Павел Тимофеевич Волошенко, Анатолий Степанович Федин, Николай Александрович Епишин, Ярослав Олегович Садивский, Зинаида Константиновна Кузина.

Обязательства - двусторонние

 

Коллективный договор, кроме обязательств работодателя, содержит и обязательства работника. К большому сожалению, на наших предприятиях не изжиты случаи нарушения трудовой дисциплины, имеют место прогулы и появление на работе в нетрезвом состоянии, допускаются браки в работе и хищения материальных ценностей на своих же предприятиях.

Так, в течение 2006 года на дороге зарегистрировано 34 случая хищения материальных ценностей, задержано 50 человек. Многие из них осуждены, уголовные дела на других еще находятся в производстве. Наибольшее число расхитителей (29 человек) дали предприятия локомотивного хозяйства: депо станций имени Максима Горького, Сенная, Верхний Баскунчак. Также допустили хищения семь работников путевого хозяйства, по три случая – движенцы и вагонники. Нам всем нужно избавляться от таких работников и впредь не допускать их приема на наши предприятия.

Профсоюзные комитеты отдельных предприятий явно не дорабатывают в вопросах дисциплины труда. В отчетном году на дороге допущено 80 случаев прогула 68 работниками. У вагонной службы, например, наблюдается рост: 18 против двух случаев в 2005 году. Да и другим хозяйствам – путейцам, локомотивщикам, движенцам – есть над чем работать. В том числе и профсоюзным активистам. Создайте на предприятиях обстановку нетерпимости к таким недостойным явлениям, совместно с кадровиками прекратите поступление подобного контингента. Чем быстрее этого добьемся, тем здоровее будет морально-психологический климат в коллективах, тем выше благополучие каждого железнодорожника.

 

 

Не допустить перекосов

 

Общеизвестно, что с 1 апреля 2007 года во всех филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД» вводится новая система оплаты труда. Основными ее принципами являются повышение минимального размера оплаты труда в компании до 3500 рублей, рост реальной заработной платы в среднем на 10 процентов и недопущение ее снижения ни у одного работника, изменение структуры заработной платы: увеличение гарантированной тарифной части оплаты, изменение премиальной системы. Все это должно способствовать притоку молодых кадров в компанию.

Председателям профкомов всех уровней надо отследить, чтобы не допускались перекосы в ходе внедрения новой системы оплаты труда.

В 2006 году по итогам смотра-конкурса за 2005 год поощрены 12 уполномоченных по охране труда. Приказом президента ОАО «РЖД» № 164  от 16 июня 2006 года присвоено звание «Лучший уполномоченный по охране труда на железнодорожном транспорте» с вручением диплома и денежной премии Сергею Дмитриевичу Арбузову – электромеханику дистанции сигнализации, связи и вычислительной техники станции имени М. Горького, Татьяне Александровне Степановой – кладовщице базы топлива локомотивного депо Саратов-2.

Вместе с тем по-прежнему не организована работа уполномоченных в Астраханском локомотивном депо, подменном пункте Арчеда локомотивного депо имени М. Горького.

 

 

Закон есть закон

 

За прошедший год 736 машинистов и помощников имеют от 120 до 240 часов сверхурочной работы и 11 человек – более 240 часов. Нарушаются и требования приказа № 7 о недопустимости переработки более 24 часов в месяц. А где же контроль? 

В 2006 году правовыми инспекторами труда проведено 124 комплексные и целевые проверки предприятий железнодорожного транспорта по вопросам  соблюдения трудового законодательства и Коллективного договора дороги, семь из них – совместно с государственным инспектором труда. По результатам проверок руководителям организаций выдано 112 представлений об устранении 3004 нарушений трудового законодательства. Отменено 44 дисциплинарных взыскания, по требованию правовых инспекторов восстановлен на работе незаконно уволенный работник. Рассмотрено 133 обращения граждан. Дано 708 юридических консультаций. Доначислено работникам 5 миллионов 172 тысячи рублей.

 

 

Плюс корпоративная пенсия

 

В соответствии с Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД» на дороге назначаются и выплачиваются корпоративные пенсии. По состоянию на 1 января 2007 года число получателей пенсии – 5273 человека, средний размер выплачиваемых пенсий – 1108 рублей 57 копеек. Но это данные за весь период выплат, а размер пенсий, назначенных в 2006 году, составляет в среднем уже 1714 рублей. При этом пенсии назначались всем работникам, достигшим пенсионного возраста, имеющим определенный железнодорожный стаж (не менее 15 лет), независимо от уплаты ими взносов за счет личных средств.

В 2007 году эта ситуация меняется. Президентом компании подписано распоряжение от 28 декабря об утверждении  нового положения о корпоративных пенсиях: компания уходит от распределительного принципа и финансирует корпоративные пенсии только на равных с работниками условиях. В соответствии с вновь принятым положением с 1 июля 2007 года корпоративные пенсии будут назначаться только работникам, присоединившимся к пенсионному договору и уплачивающим пенсионные взносы.

За 2006 год к договору в качестве участников-вкладчиков на дороге присоединились 2178 человек. Общая численность участников-вкладчиков, уплачивающих пенсионные взносы, составила на дороге на 1 января нынешнего года 8407 человек, или 20 процентов от численности работающих. При этом еще 3200 сотрудников дороги достигнут пенсионного возраста в ближайшие пять лет. Они не являются на сегодня участниками- вкладчиками и могут уйти на пенсию, не имея материальной поддержки в виде корпоративной пенсии. Надо разъяснить нашим работникам условия нового положения, помочь им сделать сознательный выбор в пользу  корпоративной пенсии.

Недостаточно внимания вопросам корпоративной пенсии уделяется в дирекциях по обслуживанию пассажиров и ремонту грузовых вагонов. Там уровень привлечения участников-вкладчиков ниже, чем в среднем по дороге.

 

 

В здоровом теле - здоровый дух

 

В 2006 году на дороге проводилась работа по организации отдыха и лечения железнодорожников и членов их семей. Приняты все необходимые меры к сохранению действующей сети детских оздоровительных лагерей, укреплению их материально-технической базы.

В летний период 2006 года действовали четыре детских оздоровительных лагеря, в которых отдохнули 2173 ребенка. Кроме того, 300 детей работников дороги были оздоровлены в детском оздоровительном лагере «Зеленый огонек» на Черноморском побережье в Краснодарском крае. Детский оздоровительный лагерь имени Лизы Чайкиной стал лауреатом сетевого смотра-конкурса «Будущее железных дорог – глазами детей», а коллектив детского лагеря имени Зои Космодемьянской признан победителем дорожного смотра-конкурса.

Вместе с тем мощности детских оздоровительных лагерей в текущем периоде были использованы не полностью. Все они нуждаются в приобретении дополнительного игрового и спортивного инвентаря; требует замены жесткий инвентарь (кровати, тумбочки, шкафы) в ДОЛ «Юный железнодорожник»; не решена проблема реконструкции столовой в лагере имени Олега Кошевого.

А в дни зимних школьных каникул в рамках акции «Узнай свою страну» для  двухсот детей работников различных подразделений дороги была организована очень содержательная поездка в Москву. Я думаю, такие праздники стоит устраивать и в будущем.

В прошедшем году исполнилось 70 лет физкультурно-спортивному обществу «Локомотив». У профсоюзных комитетов и ДФСК «Локомотив» нашей дороги одной из приоритетных задач остается массовое оздоровление железнодорожников и членов их семей, активизация спорта на предприятиях и железнодорожных узлах.

 

***

2006 год был насыщен событиями. Прошел XXIX съезд Роспрофжела, съезд ФНПР; в июле нашу дорогу посетил президент компании Владимир Иванович Якунин и дал положительную оценку работе Приволжской магистрали.

Сейчас идет третий этап реформирования отрасли, и профсоюз не остается в стороне от перемен. Во всех вновь созданных структурах (ФПД, ЦДРВ и других) заключены коллективные договоры, начата работа по созданию объединения работодателей, объем социальной поддержки на 2007 год полностью сохраняется.

Сегодня мы переживаем ответственный этап. Это и реформирование, о котором много говорилось, и существенные изменения трудового законодательства, которые вступили в силу с 6 октября 2006 года.

Обновленный Трудовой кодекс серьезнейшим образом усиливает роль профсоюза в социальном партнерстве. И особая роль здесь отводится первичному звену – первичной профсоюзной организации.

В новых условиях при переходе к вертикально интегрированной структуре управления, при выделении многих подразделений в дочерние и зависимые общества мы должны помнить о том, что только при сохранении наших рядов мы в состоянии будем и в дальнейшем действовать в рамках социального партнерства, обеспечивать заключение коллективных договоров во вновь создаваемых организациях.

Сохранение достигнутых социальных льгот и гарантий – главная задача профсоюза, решать которую мы будем конструктивно и последовательно, укрепляя взаимодействие с руководством дороги и компании, опираясь на поддержку ЦК профсоюза, в интересах сильного профессионального и сплоченного трудового коллектива Приволжской железной дороги.

© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/