От октября до наших дней

Эти временные рамки для чрезвычайно краткого обзора выбраны потому,что о начальниках дороги дореволюционного периода мы уже писали в корреспонденции «В начале всех начал», помещённой недавно, в № 22 за этот год. И рассказ будет не столько о начальниках дороги, как таковых, потому что иначе он был вынужденно неполон в столь узких рамках, а о публикациях, посвящённых руководителям дороги в газете «Железнодорожник Поволжья» после возобновления её выхода, то есть после 1980 года.

Эти временные рамки для чрезвычайно краткого обзора выбраны потому,что о начальниках дороги дореволюционного периода мы уже писали в корреспонденции «В начале всех начал», помещённой недавно, в № 22 за этот год. И рассказ будет не столько о начальниках дороги, как таковых, потому что иначе он был вынужденно неполон в столь узких рамках, а о публикациях, посвящённых руководителям дороги в газете «Железнодорожник Поволжья» после возобновления её выхода, то есть после 1980 года.
В той галерее портретов начальников дорог на втором этаже управления дороги, о которой также говорилось в упомянутой выше статье, послереволюционные времена начинаются с достаточно известной в масштабах страны личности. Весной 1918 года комиссаром нашей Рязано – Уральской дороги был назначен столяр Саратовских железнодорожных мастерских Степан Терентьевич Ковылкин.
Железную дорогу тогда никто не финансировал, знаний и опыта у Степана Ковылкина не было, (он был простым рабочим, ни дня не ходившим в школу), но у него была на тот момент твердая уверенность в том, что надо восстанавливать разрушенное хозяйство страны. И для этого Степан Терентьевич предпринимал все, что мог, не щадя ни времени, ни сил. Кроме Рязано – Уральской и Сибирской магистрали, он был начальником Самаро – Златоустовской, Екатеринославской железных дорог и дорог Северо – Западного округа. В 30-е годы возглавил одну из крупнейших строительных организаций страны «Уралдоржелстрой», которая, в частности, проложила стальные пути к Магнитке. Последняя его должность - начальник Оренбургской железной дороги.
Известно, что его именем назван рабочий поселок Ковылкино в Мордовии, откуда он родом. Есть и памятник на привокзальной площади Ковылкина, открытый в мае 1989 года. В шестидесятых годах прошлого века газета «Советская Россия» напечатала очерк о Степане Тимофеевиче Ковылкине. Что касается газеты «Рабочий транспорта», выходившей до 1962 года, а затем её преемницы, газеты «Железнодорожник Поволжья», они неоднократно помещали исторические материалы, посвящённые Ковылкину, в основном, приуроченные к годовщине Октябрьской революции. Больше касались событий гражданской войны, вскользь упоминали о том, что жизнь его оборвалась трагически в конце тридцатых годов. Если обратиться к перечню начальников дороги двадцатых - тридцатых годов, там тоже без репрессированных не обошлось… Стоит, по-моему назвать их всех,тем более, что о каждом отдельно писали в дорожной газете мало или почти не писали. Андрей Петрович Кудрявцев руководил дорогой в 1919-1920 годах, Федот Иванович Забара в 1922-1928 годах, Георгий Давыдович Кавтарадзе в 1934-1937 годах, Григорий Васильевич Сафронов в 1937-1938 годах… Больше повезло в этом отношении начальникам дороги военных лет- Ивану Прокофьевичу Столяренко (начальник дороги с 1940 по 1942 год), Константину Ивановичу Филиппову, руководившему дорогой всего несколько месяцев,но каких напряжённых месяцев - с марта по октябрь 1942 года! Наконец, начальнику дороги с 1942 по 1945 год Ивану Андреевичу Шмелёву.

В летописи начальников дорог, появлявшейся на страницах газеты «Железнодорожник Поволжья», конечно же, не в хронологическом порядке, самыми полными оказались те разделы, которые посвящены руководителям магистрали, начиная с послевоенных лет и кончая семидесятыми годами прошлого века. Эти статьи наши внештатные авторы, сами большие специалисты - железнодорожники готовили не столько по архивным материалам, сколько по личным воспоминаниям, и в этом их ценность. Андрею Карловичу Кимстачу, руководившему дорогой с 1949 по 1961 год,посвятил статью «Начальник дороги - моё призвание» Василий Алексеевич Чекуров (1994 год, №№ 84 и 86). На это время пришлось переименование дороги в 1953 году - до этого Кимстач именовался начальником Рязано-Уральской, а после - уже Приволжской дороги, так что в известном,буквальном смысле именно он был первым начальником Приволжской дороги. Василий Алексеевич, светлая ему память, написал и зарисовку «Жить, значит работать» об Алексее Моисеевиче Гордееве, начальнике дороги 1972-1976 годов (1994 год, № 10). Начальнику Приволжской дороги с 1961 по 1965 год Владимиру Георгиевичу Аверкиеву посвятил статью «След на земле» в № 61 за 15 сентября 1993 года другой наш внештатный корреспондент Иван Андреевич Жаглин. В нынешнем году проводили в последний путь Ивана Григорьевича Павловского ,начальника Приволжской дороги в 1967-1972 годах,министра путей сообщения в 1977-1982 годах. Ему была посвящена статья В.А.Чекурова «Годы,которые забыть нельзя» в №№39-40 нашей дорожной газеты за 1997 год.В Москве в 2002 году вышла книга воспоминаний И.Г.Павловского «Моя дорога».


Годы идут. Уже стали историей восьмидесятые, девяностые годы двадцатого века, самое начало века нынешнего. Автору этих строк довелось работать в газете при начальниках дороги Геннадии Яковлевиче Писареве (руководил дорогой с 1978 по 1984 год ), Николае Петровиче Овсянике (1984-1987 годы ), Валерии Георгиевиче Чеботарёве (1987-1989 годы), Юрии Ивановиче Циттеле (1989-1994 годы), Михаиле Петровиче Лихачёве (1997-2002 годы), Салманмагомеде Расуловиче Бабаеве (2002-2003 годы)...
Насколько известно, каких-либо отдельных публикаций об этих начальниках дороги не было ,только о Циттеле в №48 за 1996 год была опубликована статья С.П.Касатого «Сын Волги».В 2005 году в Приволжском книжном издательстве вышла книга М.В.Барашкина «С людьми и для людей»,посвящённая дороге в годы реформы и её бывшему начальнику Михаилу Петровичу Лихачёву.

Геннадий Наконечный
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/