Александр Рудой: "Достоверная информация – залог верных решений"

На вопросы корреспондента отвечает начальник службы корпоративной информатизации дороги.
– Александр Валентинович, руководимая вами служба – одна из самых молодых на нашей дороге. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об истории ее создания.
– В июле 2006 года на базе части подразделений службы информатизации и связи и службы статистического учета, отчетности и анализа была создана наша служба. После этого, наряду с организацией собственной деятельности, нам пришлось выполнить большую работу по реорганизации деятельности подчиненных структур.

На вопросы корреспондента отвечает начальник службы корпоративной информатизации дороги.

 

– Александр Валентинович, руководимая вами служба – одна из самых молодых на нашей дороге. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об истории ее создания.

 

– В июле 2006 года на базе части подразделений службы информатизации и связи и службы статистического учета, отчетности и анализа была создана наша служба. После этого, наряду с организацией собственной деятельности, нам пришлось выполнить большую работу по реорганизации деятельности подчиненных структур: отделов статистического учета и отчетности отделений дороги (НОДУ), центров оперативно-технического учета работы тягового подвижного состава по локомотивным депо дороги (ЦОТУ). К настоящему времени на Приволжской железной дороге сформирована и действует вертикально управляемая структура, состоящая из самой службы, указанных отделов и центров.

 

– Итак, основные задачи службы корпоративной информатизации сегодня – это…

 

– Это, прежде всего, проведение на Приволжской железной дороге единой политики информатизации ОАО «РЖД», обеспечение единого пространства в границах дороги в области информатизации, статистического учета и отчетности, повышение эффективности корпоративной системы управления производственными процессами, финансово-хозяйственной деятельностью. Для этого необходимо в первую очередь достижение устойчивой эксплуатации автоматизированных систем, средств вычислительной техники, оборудования сети передачи данных и локальных вычислительных сетей. С 1 января 2007 года эту задачу во всех структурных подразделениях ОАО «РЖД» в границах Приволжской железной дороги осуществляет Саратовский информационно-вычислительный центр, для чего была внедрена первая очередь Единой системы поддержки пользователей (ЕСПП). Теперь любой пользователь информационных систем может обратиться для разрешения возникших проблем по единому телефону 4-66-54.

 

На дороге внимание к нашей службе проявляется не то что ежедневно и ежечасно, а ежеминутно. Причем не только из-за важности поставленных задач, но и в силу многих проблем, которые еще имеются и требуют своего решения.

 

– Какие же из них являются наиболее важными?

 

– В условиях преобразования компании ОАО «РЖД» в современный крупнейший холдинг, кардинального изменения организации перевозок неизбежно должны произойти и изменения в информационном обеспечении деятельности акционерного общества, в использовании современных, самых передовых технологий. Сейчас на нашей дороге, например, эксплуатируются 213 информационных систем и информационно-производственных приложений, призванных обеспечить информационную поддержку эксплуатационной, финансово-хозяйственной деятельности подразделений ОАО «РЖД». Но много – это не всегда значит хорошо, а в нашем случае – совсем наоборот, я бы даже сказал – беда.

 

– Почему?

 

– Потому что эти системы разрознены, построены на различной программно-технической платформе, на различной методологии, зачастую дублируют одни и те же процессы, данные. А их должно быть гораздо меньше, от силы – три блока: эксплуатационной, финансово-хозяйственной деятельности и работы с клиентами, реализованных в единой АСУ РЖД.

 

– Главное требование к организации оперативно-статистического учета и отчетности – полнота и достоверность. Как оно выполняется в современных условиях?

 

– К сожалению, мы пока не можем говорить о том, что эта задача у нас решена в полной мере. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что на каждом уровне управления достоверная информация нужна как воздух. Но боязнь, что она станет доступной вышестоящему руководству, тем самым вскроет невозможность или неумение разрешать существующие производственные проблемы, приводит к тому, что пользователи на местах, злоупотребляя несовершенством существующих систем, искажают положение дел, фальсифицируют первичные данные учета, совершая тем самым преступление. А ведь недостоверная информация приводит к неверным решениям и действиям, которые еще больше усугубляют ситуацию. Информационные системы оперативного учета эксплуатационной деятельности вместо эффективного оперативного инструмента управления производственной деятельностью хозяйств  превращены в системы очковтирательства и приписок.

 

– В чем же вы видите выход из такого положения?

 

– В штате нашей службы есть свои ревизоры, которые проводят большую работу по обеспечению достоверности в отчетности. Только за прошлый год проведено более 390 проверок. За искажения в отчетности привлечены к дисциплинарной ответственности 128 специалистов дороги, 142 специалиста были частично или полностью лишены премиальных выплат. Ревизоры службы не одни в этой бесконечной деятельности, ежедневно в обеспечении достоверности участвуют специалисты ЦОТУ, НОДУ и других отделов службы. Со специалистов основных хозяйств дороги, формирующих первичные данные учета, взята подписка о личной ответственности за искажение отчетных данных. И все же полностью решить эту задачу можно будет только тогда, когда на смену существующим придут системы автоматического съема информации о техническом состоянии подвижного состава и других показателей деятельности компании. Когда не будет бумажного ручного учета первичной информации, когда вся отчетность будет формироваться автоматически на всех уровнях управления, минуя человека, и тем самым устранится самая малейшая возможность подправить данные и представить положение в ином свете, чем это есть на самом деле.

 

– Развитие информационных систем, совершенствование методологии учета – задача сложная, на ее решение потребуется немало времени.

 

– Да, конечно. И все же мы совершенствуем свою работу, не дожидаясь, пока кто-то другой решит эту задачу в полном объеме. В рамках организации управления корпоративной информатизацией ОАО «РЖД» до 2010 года наша служба уже сейчас должна уметь выполнять новые функции. В первую очередь стать сводным заказчиком для всех подразделений компании в границах Приволжской железной дороги по информационному обеспечению всех видов деятельности. Систематизировать информатизационную деятельность, реализовав совместно с Саратовским информационно-вычислительным центром – структурным подразделением ГВЦ ОАО «РЖД» в регионе – в 2008 году систему управления уровнем услуг по информационным технологиям (SLM).

У нас есть немало предложений по реорганизации структуры службы корпоративной информатизации железной дороги, по разработке перечня необходимых нормативно-регламентирующих документов, методологического, программного и технологического обеспечения, по реализации Концепции автоматизации статистического учета и отчетности.

 

Уже в этом году будет осуществлен переход на автоматическое формирование отчетов по исполнению графика движения пассажирских поездов по данным системы идентификации подвижного состава САИ ПС и системы ГИД «УРАЛ-ВНИИЖТ». Будет изменена методология учета эксплуатируемого парка тягового подвижного состава с автоматическим определением времени захода-выхода локомотивов в депо по данным той же САИ ПС.

Мы считаем, что в условиях реформирования необходим пересмотр критериев оценки эксплуатационной деятельности дороги, необходимы изменения в организации работы контрольно-ревизионного аппарата службы.

 

В заключение хочу сказать, что служба будет делать все необходимое для совершенствования и развития корпоративной информатизации, информационного обеспечения производственной деятельности ОАО «РЖД», создания оптимальных условий для достижения стратегических целей компании.

Василий Кузнецов
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/