фото: Личный архив

Жить – с удовольствием

Обеспечение сотрудников жильём – одно из приоритетных направлений социальной политики ОАО «РЖД»

Сегодня, 1 июня, исполняется 85 лет со дня образования жилищных отделов стальных магистралей России. Профильные специалисты приложили немало усилий для создания хороших бытовых условий для железнодорожников и достойны слов благодарности.
Решению жилищных вопросов сотрудников Приволжской магистрали многие годы посвятили бывшие заместитель начальника Приволжской железной дороги Василий Сидорович Худик, специалисты Татьяна Петровна Трофимова, Екатерина Васильевна Яцукова, Людмила Гавриловна Кузнецова, Татьяна Николаевна Ильина, Владимир Михайлович Малай.

На текущий момент в сферу деятельности подразделения входит формирование специализированного жилищного фонда холдинга путём строительства, приобретения, реконструкции объектов, соответствующих приоритетам развития производственно-технологической деятельности ОАО «РЖД». Среди других направлений – предоставление сотрудникам корпоративной поддержки при покупке жилья в собственность, оформление отдельным категориям работников безвозмездных субсидий для приобретения домов и решение прочих вопросов.

Почти 15 лет – с 2003-го по 2018 годы – этот важный участок работы возглавляла Ольга Почевалова. По словам собеседницы, в период до 2003-го строительство жилых домов на полигоне магистрали велось, но квартиры предоставлялись работникам по договорам социального найма. Затем они были переданы в муниципальную собственность и приватизированы гражданами, в них проживающими. Таким образом, на момент образования ОАО «РЖД» Приволжская дорога не располагала собственным жилфондом.

– Нам предстояло наладить работу, связанную с возведением, оформлением и содержанием корпоративного жилья. Делать это было непросто. В наследство от ФГУП «Приволжская железная дорога» образованному филиалу компании достались недостроенные многоквартирные дома (МКД) в Саратове, Волгограде, Астрахани. Нужно было изыскивать средства и ресурсы для завершения строительства и предоставления работникам служебного жилья, – вспоминает Ольга Николаевна.

Сложность заключалась не только в отсутствии регламентирующей документации, но и в потребительской психологии людей. Первая из названных проблем была решена в 2005 году благодаря утверждённой Концепции жилищной политики ОАО «РЖД». Она включала свод правил, прав и обязанностей заинтересованных сторон. Также была разработана уникальная ипотечная программа. Однако вначале убедить железнодорожников в её преимуществах было нелегко.

– Запомнился случай, связанный с одним из молодых специалистов Волгоградского региона. На покупку квартиры у него с супругой не было средств. Я пыталась их убедить, что выходом из ситуации может служить ипотека. Тем более что с рождением детей компания выделяет безвозмездные субсидии на погашение задолженности по кредиту. Молодожёны сначала отказывались от этого варианта: мол, нет денег для первоначального взноса.

Но в итоге прислушались к моим советам. Продали машину, оформили ипотеку и в дальнейшем погасили её благодаря выплатам, перечисленным в связи с пополнением в семье, – делится собеседница.

Помимо решения текущих вопросов, приходилось преодолевать барьеры, связанные с непростым экономическим положением в стране. Кризис 2009 года грозил оставить без жилья десятки работников магистрали. Яркий тому пример – ситуация с возведением 130-квартирного дома на станции Анисовка. Он имел стратегическое значение. В связи с изменением технологии вождения поездов планировался перевод высвобождаемых машинистов с локомотивных депо Сенная, Петров Вал на Анисовский узел. Работники должны были получить квартиры в посёлке Приволжский. Но заключение договоров участия в долевом строительстве МКД оказалось под угрозой срыва в связи с банкротством застройщика.

– Мы обратились за помощью в Департамент социального развития. Строительство дома продолжилось за счёт инвестиций ОАО «РЖД» и привлечённых средств очередников. При этом велись переговоры с подрядной организаций о снижении стоимости квадратного метра. Проводился контроль качества и сроков строительных работ. Их темпы были колоссальны. В мае 2011-го на площадке был только фундамент, а в декабре того же года дом уже был заселён. Во всех квартирах были газ, электричество, – констатирует Почевалова.

Это был последний МКД, возведённый с участием Приволжской магистрали. Начиная с 2008 года на полигоне ведётся строительство малоквартирных домов. Первые шесть появились на станции Возрождение в Хвалынском районе Саратовской области. Они предназначались для энергетиков и работников СЦБ, обслуживающих электрифицированный участок Сызрань – Сенная. Позже типовые постройки возвели на станциях Капустин Яр, Жутово, Абганерово, Золотая Степь, Новоперелюбская и других.

– Это было важно, поскольку на отдалённые станции 4-го, 5-го классов направляли в основном молодых специалистов. Там они набирались опыта, а затем их переводили на более крупные участки работы. Служебное жильё в данном случае было важным фактором привлечения кадров, а также их ротации, – уверена Ольга Николаевна.

О своей работе железнодорожница рассказывает вдохновенно, делится мыслями по поводу совершенствования действующих программ.

– У меня в распоряжении было два стационарных и сотовый телефон. Они звонили почти без умолку. То и дело приходилось прерывать разговор фразой «Минуточку, вторая линия». Люди обращались за разъяснениями, бывало – с претензиями. Как правило, в итоге удавалось достичь консенсуса. Мне было приятно видеть улыбки, слышать радостные голоса ребят, которым мои советы и поддержка помогли в решении жилищного вопроса, – признаётся профессионал своего дела.

С 2005-го по 2018 год возведено и приобретено более 800 помещений технологического жилья. Благодаря ипотечному кредитованию жилищные условия улучшили свыше 2 тыс. приволжан.

Выполнение этих параметров было бы невозможно без поддержки руководителей и специалистов Департамента социального развития, руководства Приволжской железной дороги и, конечно же, сотрудников отдела. В решении жилищных проблем принимали непосредственное участие руководители финансово-экономического блока – ныне пенсионеры Евгения Анатольевна Баландина и Ольга Петровна Бирюкова. Следует также отметить плодотворное сотрудничество в строительстве жилья с филиалом ЗАО «Желдорипотека», возглавляемым Расимом Ришатовичем Муляевым.

Сегодня дело старших коллег продолжают их преемники – специалисты сектора корпоративной жилищной политики во главе с Алексеем Котовым.

Значимость жилищной политики в деятельности социально-кадрового блока неизменно растёт. Это подтверждается вводом в эксплуатацию современных малоквартирных жилых домов, предоставлением железнодорожникам разнообразных форм жилищной корпоративной поддержки, а также цифровизацией рутинных процессов и оказания работникам корпоративной поддержки с минимальным временем ожидания в очереди и её прозрачностью.

В этом году планируется помочь в приобретении жилья не менее чем 107 сотрудникам. ОАО «РЖД» продолжит предоставлять работникам безвозмездные субсидии в связи с рождением детей в период выплаты задолженности по субсидируемым ипотечным кредитам.

В июле будут сданы в эксплуатацию два двухквартирных дома на станциях Канальная и Семёновский. В конце декабря – на станции Качалино. Общая площадь этих объектов – 411 кв. м. Все они благоустроены. У каждого здания предусмотрен придомовой участок со вспомогательными постройками, в том числе навесом для автотранс­порта.

Сегодня технологическое жильё есть на 66 станциях Приволжской магистрали. Специализированный жилищный фонд насчитывает 790 помещений, предназначенных для временного проживания сотрудников. Их общая площадь – 46,7 тыс. кв. м.

Когда работник знает, что будет обеспечен жильём, у него появляется стимул к профессиональному развитию и повышению качества выполнения работ.
Татьяна Волченко
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/