фото: Пресс-служба ПривЖД

Маршрут окончен

В этом году на станциях Приволжской магистрали «Воинский эшелон» посетили около 25 000 человек

Праздничный тур ретропоезда «Воинский эшелон», приуроченный к 76-й годовщине Великой Победы, завершился 23 мая на станции Сенная. Состав находился в рейсе 35 дней. Он прошёл 6 300 км и сделал остановки на 28 станциях полигона Приволжской железной дороги.
В каждом из пунктов прибытия уникальный поезд увидели от 750 до 2 000 местных жителей. На станциях Петров Вал и Астрахань-1 историческую экспозицию осмотрели губернаторы Волгоградской и Астраханской областей Андрей Бочаров и Игорь Бабушкин.

– В этом году мы сделали упор на посещение небольших городов и посёлков, где раньше «Воинский эшелон» не бывал. Поезд встречали торжественно: играла музыка, артисты исполняли военные песни и танцевальные номера. Особенно яркими выступления были на станциях Сенная, Верхний Баскунчак, Аткарск, Урюпино, – подчеркнул руководитель проекта, заместитель начальника службы технической политики Приволжской железной дороги Руслан Султанов.

В некоторые дни «Воинский эшелон» совершал остановки сразу в двух населённых пунктах.

– На станциях нас заранее ждали энергетики, движенцы и другие специалисты. Они оперативно выполняли необходимые технические процедуры, – подвёл итог начальник ретропоезда, начальник подразделения по сохранению исторического наследия Приволжской железной дороги Владимир Бударин. – Коллектив сопровождения сработал слаженно. Это позволило успешно пройти заданный маршрут и побывать в отдалённых уголках магистрали – на станциях Урюпино, Палласовка, Донская, Обливская, Петровск-Саратовский.

На перронах собравшимся помогали 8 волонтёров из числа молодых железнодорожников. Они работали в паре и еженедельно сменяли друг друга.

– Мы сопровождали ветеранов на выставке, дарили им цветы и вручали сувениры. Обеспечивали безопасность посетителей при посадке-высадке в вагон-теплушку и музей, – поделился волонтёр, машинист эксплуатацион­ного локомотивного депо Петров Вал Максим Иванченко. – С «Воинским эшелоном» я в первый раз побывал в Красном Куте и Петровске. Местные жители с трепетом вспоминали своих родственников – участников Великой Отечественной войны. Многие приходили с их портретами.

Основу экспозиции поезда составляли шесть платформ с танком Т-34-76, бронеавтомобилем БА-64Б, легендарной БМ-13 «Катюша», 85-мм зенитной пушкой, 152-мм гаубицей Д-1 и другой техникой. В вагоне-теплушке была воссоздана обстановка военного времени. Впервые был представлен вагон-музей. В нём собраны материалы о вкладе железнодорожников в Великую Победу. Экспонаты предоставили музей-заповедник «Сталинградская битва», подразделение по сохранению исторического наследия Приволжской железной дороги и комната боевой и трудовой славы эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-1.

Работу двух паровозов серии Эр обеспечивали шесть бригад в составе машиниста, его помощника и кочегара. За работу экипажа отвечали два машиниста-инструктора, за техническое состояние паровозов – старший машинист.

В графике движения поезда предусматривались 30-ми­нутные стоянки. Во время них производился осмотр подвижных единиц, снабжение углём, горюче-смазочными материалами, водой.

– Воду из цистерн в тендер паровоза и пассажирские вагоны закачивали с помощью шлангов и помпы. Заправлялись каждые 2–3 дня, – сообщил слесарь аварийно-восстановительных работ Волгоградского производственного участка Приволжской дирекции по тепловодоснабжению Дмитрий Озерин.

В обслуживании паровозов локомотивным бригадам помогал бригадир специализированной организации. За время следования каждый паровоз израсходовал около 500 л воды, 50 тонн угля, 100 кг твёрдых и 1 тонну жидких горюче-смазочных материалов. Каждые двое суток паровозы проходили полный цикл техобслуживания. Через 40 км пройденного пути ретропоезд останавливался. В течение 3–4 минут локомотивные бригады проверяли техническое состояние паровозов и смазывали их элементы.

– В полевых условиях мы выполняли разные виды ремонта, в том числе капитальный, – отметил старший машинист рет­ропоезда, машинист эксплуата­ционного локомотивного депо Сенная Владимир Протасов. – Благодаря самоотдаче локомотивных бригад и обслуживающего персонала за время тура мы не допустили ни одного случая выхода из строя паровоза.

Паровозы в самостоятельном движении находились на заходе и выходе со станций, где проводились концерты и выставки. В остальное время они следовали на холостом ходу. Весь спецсостав тянул магистральный тепловоз или электровоз, в зависимости от инфраструктуры на маршруте.

Для проведения предрейсового медицинского осмотра локомотивных бригад поезд сопровождал фельдшер из числа сотрудников волгоградской, астраханской и саратовской больниц «РЖД-Медицина».

– На станции Астрахань-1 я сменила коллегу из Волгограда и проследовала с ретропоездом до станции Ершов, – рассказала фельдшер ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г. Астрахань» Ольга Щербакова. – В течение шести дней моего дежурства я проводила ПРМО при заступлении локомотивных бригад на смену и после неё – послерейсовую алкометрию.

Чистоту и порядок в вагонах обеспечивали проводники пассажирских вагонов. Они ежедневно проводили уборку, поддерживали комфортный температурный режим на уровне 20–24 градусов, меняли постельное бельё.

– Ретропоезд сопровождал впервые. Видеть, с какими эмоциями люди на перроне встречают исторический состав, – непередаваемо, – поделился проводник вагонного участка Саратов-Пассажирский Приволжского филиала АО «ФПК» Владислав Лакинский. – Я горд, что внёс вклад в организацию этого масштабного патриотического проекта.

В вагоне-ресторане железнодорожников три раза в день кормила повар АО «ЖТК» Наталья Морозова. Приготовление зав­трака начиналось в 4.30 утра. Первые посетители вагона-ресторана приходили уже к 5.30 – перед пересменкой. Тут же она приступала к приготовлению обеда к 11 часам, а следом – ужина. Он проходил с 18 до 21 часа.

– В основе меню – мясные блюда: котлеты, отбивные, плов, шашлык и прочее. В приготовлении еды почти на 40 человек мне помогали помощники повара, которые сменяли друг друга, и проводники, – рассказала Наталья Викторовна.

Проект «Ретропоезд «Воинский эшелон» в 2021 году завершился. В его реализации участвовали все железнодорожные службы и хозяйства. Паровозы передислоцированы в локомотивном депо Сенная. Технический персонал разъехался по своим регионам и предприятиям. Вагоны и платформы с экспонатами доставлены на грузовой терминал Волгоград-2 Волгоградского производственного участка Приволжской дирекции по управлению терминально-складским комплексом. С 3 по 4 июня ретротехника вернётся на свои прежние места в музей-заповедник «Сталинградская битва» и простоит там до следующего празднования Дня Победы.
Любовь Каретникова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/