фото: Наталья Харина

Состав жидкости

В Астраханском регионе организовано курсирование поездов для водоснабжения отдалённых станций

Для 44 станций Астраханского региона водяной поезд – единственный источник снабжения водой. О том, как готовятся к рейсу эти составы и что поменялось в их работе в связи с наступившей с начала июля 40-градусной жарой, узнала корреспондент дорожной газеты.
В минувший понедельник в самый разгар дня я приехала на Болдинскую Пристань. Здесь заправляют водой поезд, базирующийся на станции Астрахань-2. Он доставляет воду на юг до станции Олейниково, на север до станции Верхний Баскунчак, а также на восток до разъезда Кигаш. Другой поезд находится в Верхнем Баскунчаке и обслуживает западное направление до Заплавной и северное до разъезда Усатовский. Необходимость формирования второго состава возникла в прошлом году в связи с реализацией программы по подключению постов ЭЦ к коммуникациям.

– Оборудованные санитарные комнаты на постах ЭЦ нуждаются в воде, – поясняет мастер Астраханского территориального участка Приволжской дирекции по тепловодоснабжению Сергей Лялин. – Наш поезд обеспечивает ею станции, не имеющие централизованного водоснабжения. В засушливую жаркую погоду, которая установилась в Астраханской области в последние дни, это более чем актуально. Водяной поезд ходит на юг два раза в месяц. Доставленную воду сливают в ёмкости. Оттуда по трубам она поступает на посты ЭЦ.

На путях – состав из пяти цистерн и вагона для персонала и перевозки технологического оборудования.

– На Болдинскую Пристань мы прибыли 3 июля со станции Олейниково, – рассказывает бригадир водяного поезда Максим Колотов. – На сегодня экипировано четыре цистерны, сейчас очередь последней, пятой. Обычно используется насос, расположенный на заправочном пункте, и ёмкость заполняется за 3–3,5 часа. В жаркие дни, когда расход воды увеличивается, в том числе из-за полива зелёных насаждений местными жителями, насосное оборудование мы не применяем. Напора воды не хватает, и в среднем на заправку одной цистерны уходит 8 часов.

Гидрант подключается к основной системе подаче воды, к нему подсоединяются длинные пожарные рукава, которые затем крепятся к трубе цистерны. Экипировщик Юрий Агафонов спускается в шахту, чтобы открыть центральную задвижку.

Заправочный пункт находится под охраной ещё одного члена команды – собаки Лаки. На каждого постороннего человека рядом с вверенным ей объектом она реагирует громким лаем.

Вентиль открыт, вода пошла в ёмкость. В этом году водяники активно используют в работе рационализаторское предложение Максима Колотова.

– Раньше экипировщику приходилось подниматься по металлической лестнице на верх цистерны на высоту около четырёх метров и спускать внутрь ёмкости шланг, – рассказывает автор идеи. – Сейчас для заливки используется труба ПНД 63 мм, к которой шланг подключается снизу. Таким образом, улучшаются условия труда, совершенствуется техника безопасности. Теперь думаем над тем, как отслеживать уровень наполнения, не забираясь наверх.

Объём каждой цистерны – около 60 кубометров. Своей конструкцией она напоминает термос: состоит из нескольких слоёв. Поэтому летом вода внутри не нагревается, а зимой – не замерзает.

Дважды в год – весной и осенью – цистерны обрабатываются 3% раствором хлорида натрия. Это необходимо для сохранения качества питьевой воды. Процесс занимает около суток.

На время прохождения технического обслуживания цистерна заменяется на резервную из подменного фонда эксплуатационного вагонного депо Астрахань.

По словам бригадира Колотова, сейчас одна из цистерн находится на ремонте в Аткарске. На каждой станции цистерны обследуют осмотрщики-ремонтники вагонов. Это обеспечивает безопасность движения и своевременную доставку воды до потребителя. В четырёх сменах, обслуживающих водяные поезда, трудятся по два экипировщика.

– Каждый из нас прошёл обучение на составителя поездов. Ведь при работе нам необходимо выполнять определённые манёвры, производить регулировку движения, – говорит Юрий Агафонов.

В пассажирском вагоне поезда обустроен нехитрый быт экипировщиков – холодильник, микроволновка, небольшой телевизор, которым пользуются на станциях во время стоянки.

– Мы курсируем на основании заявок, но поскольку работаем не первый год, в целом маршрут нам известен, – рассказывает бригадир Максим Колотов. – Каждая цистерна закреплена за определённым направлением.

Перед заливкой на станции команда водяного поезда обследует резервуары. Кроме того, ежеквартально они проходят санитарную обработку.

– Наша бригада аварийно-восстанови­тельных работ замывает резервуары, зачищает, обрабатывает, при необходимости подкрашивает, – объясняет Сергей Лялин. – Летом из-за жары вода, если не происходит циркуляции, начинает застаиваться. В таком случае производится очистка колодца и заполнение его свежей водой.

После завершения экипировки поезд с чистой водой отправляется в очередной рейс, чтобы пополнить запасы на станциях Астраханского региона.
Наталья Харина
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/