фото: База топлива Волгоград-1

Без ущерба для экологии и производства

Работники базы топлива Волгоград-1 Волгоградского отдела материально-технического обеспечения оптимизировали расходы на обслуживание топливно-раздаточной колонки.
Одной из комплектующих топ­ливно-раздаточной колонки является сильфон. Это гофрированное металлическое соединение, сохраняющее прочность и герметичность при многоцикловых деформациях сжатия, растяжения и их комбинациях под воздействием внутреннего давления. Срок эксплуатации детали исчисляется годами, однако при максимальных нагрузках он может существенно сократиться.

На одной из двух ТРК волгоградской базы топлива выход из строя данной детали впервые был зафиксирован в 2018 году.

– Во время экипировки мы обнаружили утечку нефтепродукта. При тщательном осмотре спецоборудования нашли нарушение герметичности сильфона. Он лопнул в результате постоянных вибраций, – констатирует главный инженер Волгоградского отдела ма­териально-технического обеспечения Дмитрий Бородин.

Запчасти заводского образца в наличии не оказалось. Для её закупки и установки, согласно регламенту, следует подготовить необходимую документацию и провести аукцион. К тому же рыночная стоимость детали составит около 25 тыс. руб.

Для экономии времени и денежных средств рабочей группой в составе главного инженера и начальника базы топлива было принято решение изготовить аналог сильфона своими силами. Для этого потребовался резинотканевый рукав, замещающий гофрированную часть со­единения, и два хомута для крепежа рукава на фланцах.

– С момента возникновения идеи до её воплощения прошло не более двух часов, – рассказывает начальник базы топлива Волгоград-1 Алексей Киселёв. – Наше приспособление просто в эксплуатации, обладает высокой износостойкостью и ремонтопригодностью.

В прошлом году аналогичную замену волгоградцы произвели на второй ТРК. Своё изобретение они оформили как рационализаторское предложение. На счету Алексея Киселёва таковых уже более десяти, в их числе восемь реализованных. Он трудится на железнодорожном транспорте с 2011 года. По первому образованию – юрист. Сейчас проходит заочный курс обучения в СамГУПСе по специальности «Локомотивы».

По его утверждению, идеи по совершенствованию спецоборудования появляются в ходе рабочего процесса.

– На базе топлива предусмотрен пункт выдачи масла или дизельного топлива предприятиям ОАО «РЖД» на нетяговые нужды, – говорит Алексей Николаевич. – После завершения выдачи ГСМ рукава возвращают на специально отведённые места до следующего использования. Во время перемещения рукавов на бетонное покрытие попадали остатки нефтепродуктов.

Это приводило к нарушению требований пожарной безопасности, риску получения сотрудниками травм в случае падения на масляном пятне и негативно сказывалось на окружающей среде.

В целях предотвращения промасливания производственных участков и сокращения трудозатрат на их очистку Киселёв предложил устанавливать на конец шланга патрубок с обычным шаровым краном. После выдачи ГСМ его надлежит перекрывать. Это приспособление было тиражировано во всех базах топлива Волгоградского региона. Его по достоинству оценили работники предприятий, а также природоохранных служб.

Отметили эксперты ещё одну инициативу волгоградского специалиста, связанную с перевозкой наливных грузов. Согласно регламенту, если цистерна заполнена нефтепродуктами на 20–80% от общего объёма, то её нужно транспортировать отдельным локомотивом. Неполные ёмкости неблагоприятно сказываются на управляемости подвижного состава.

– Решающую роль при этом играет вязкость жидкости. Чем она меньше, тем больше амплитуда во время движения. В случае с дизельным топливом правила перевозки должны соблюдаться неукоснительно. С техническим маслом ситуация неоднозначна. Чем выше его плотность, тем меньше рисков при доставке. Этот параметр легко измерить с помощью вискозиметра. При отсутствии противопоказаний надобности в транспортировке отдельным локомотивом нет, – уверен собеседник.

Помимо инициатив с экономической и технологической выгодой, железнодорожник генерирует проекты социальной направленности. Так, он предложил совершенствовать информационную рассылку, наладив в ней обратную связь. На рабочую почту часто приходят просьбы о помощи: у одних пострадало имущество во время пожара, другим требуется срочная операция. Люди нуждаются в материальной поддержке. Для перечисления денег оставляют банковские реквизиты, номера телефонов.

– В информационном письме, кроме этого, не мешало бы добавить строку состояния, в которой было бы видно, сколько средств собрано для достижения результата. Не обязательно это делать в денежном эквиваленте. Это может быть процентный показатель. Вероятность того, что люди не останутся равнодушными к чужой беде, заметно возрастёт, – убеждён Алексей Николаевич.
Татьяна Волченко
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/