фото: Глеб Хрусталёв

На верном пути

Приволжане – в лидерах по показателям экологической безопасности

На минувшей неделе состоялось заседание Центральной комиссии ОАО «РЖД» по природоохранной деятельности. На нём обсуждались итоги 2018-го и задачи на 2019 год. Сегодняшнее интервью – о работе, проводимой на Приволжской магистрали.
Андрей Кайнелайнен, начальник центра охраны окружающей среды Приволжской железной дороги

четверг_интервью.jpg

– Андрей Александрович, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду напрямую связано с возведением объектов природоохранного назначения. Что делается в этом направлении?

– На Приволжской дороге в минувшем году завершилось строительство очистных сооружений сервисного локомотивного депо Сарепта. Инвестиции составили порядка 170 млн руб. Идут проектные работы по строительству очистных сооружений на станции Сенная. Они рассчитаны на обслуживание не только предприятий, но и жилых домов в одноимённом посёлке. К их возведению планируем приступить в следующем году. Также мы закупили новое контрольно-измерительное и весовое оборудование для производственной экологической лаборатории. На расширение области её деятельности направлен 1 млн руб. 

Все перечисленные мероприятия проведены согласно целевой инвестиционной программе по обеспечению экологической безопасности. По инвестпрограммам центральных дирекций приобретены блочно-модульная установка для очистки воды на станции Анисовка, локальные очистные сооружения в эксплуатационном локомотивном депо Сенная. Сейчас осуществляются пуско-наладочные работы нового оборудования. Общий объём инвестиций превысил 54 млн руб.

– Как обновление технической базы влияет на экологическую обстановку? 

– Объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в прошлом году сократился на 2,4%. Заметно снижен сброс сточных вод с предприятий в окружающую среду. Перед приволжанами стояла задача уменьшить названный показатель на 3%. По факту объём сброса снизился на 29%. 

У нас числится 18 комплексов водоочистных сооружений, четыре – устарели и находятся в технически неудовлетворительном состоянии. Их работоспособность поддерживается за счёт бюджета эксплуатационных затрат и бюджета капитального ремонта. Ведутся проектные работы по приведению их в соответствие. К 2022-му вопрос будет закрыт.

– В минувшем году в филиалах ОАО «РЖД» образовалось 1,42 млн тонн отходов производства и потребления, из которых около 11% использовано и обезврежено в подразделениях холдинга, а остальное передано сторонним организациям. Как выстроена система селективного сбора отходов на Приволжской? 

– Наша дорога – одна из лучших по работе в данном направлении. Если среднесетевой показатель составляет 72%, то у нас он превышает 81%. В прошлом году во вторичный оборот было вовлечено 36,4 тыс. тонн отходов производства. Сюда вошли лом чёрных металлов, железобетонные шпалы, отработанные бумага, масла, древесина, резина. 

Останавливаться на достигнутом не намерены. Главный инженер Приволжской железной дороги Александр Смородин утвердил целевую программу. За основу взято законодательство, запрещающее размещение на полигонах ряда отходов. На нашей магистрали из 160 наименований, предусмотренных в законе, образуется 47. Мы будем осуществлять их раздельный сбор, чтобы в дальнейшем передавать на обезвреживание, переработку или утилизацию. К 2025 году намерены поднять долю вовлечения отходов на 7,3% от уровня 2017-го.

Показатель для отходов третьего класса опасности планируем увеличить на 2570 тонн, четвертого класса – на 215 тонн, пятого класса – на 21 тонну. Что касается отходов первого класса опасности, будем стремиться к тому, чтобы они вообще на дороге не образовывались. Предстоит снизить размещение отходов на полигонах на 279,5 тонны. 

– В конце минувшего года была развёрнута кампания по заключению договоров с региональными операторами. Работа налажена?  

– В Астраханском, Волгоградском, Саратовском регионах, а также на небольшом участке в Калмыкии работают 4 оператора. Тарифы утверждены. Есть некоторые проблемы в сотрудничестве с оператором «столичного» региона. Он не всегда добросовестно исполняет обязанности по вывозу отходов. Но организационные вопросы по выставлению счетов, заключению договоров решаются в рабочем порядке. Остаются сложности с финансированием. Предусмотренный бюджет не отвечает реальным потребностям. Дефицит составляет более 2 млн руб. 

– Ведутся ли мероприятия по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба? 

– Всего по среднесрочному плану было выявлено 27 объектов накопленного экологического ущерба и текущих загрязнений, 7 из них мы устранили в прошлом году. Последним был старый ПТОЛ на станции Ершов. Очищенная площадь составила 17,3 тыс. кв. м. Общий объём вывезенного загрязнённого грунта – 13 тыс. тонн. Стоимость работ превысила 38 млн руб.

До 20 апреля должна быть проведена дополнительная инвентаризация объектов. Ожидаются корректировки целевой программы. 

– Как складывается работа с населением?  

– К уровню 2017-го наметился рост обращений граждан, он составил 58%. Всего по полигону дороги в минувшем году их было 112. Проведено 55 проверок контрольно-надзорных органов. Порядка 98% исковых требований оспорено. Ущерб компания не понесла. Доля штрафов Приволжской дороги от общего показателя холдинга составила порядка 0,01%. В 2019-м ожидаем плановые проверки Росприроднадзора в Астраханском и Саратовском регионах. 

– Какие задачи в текущем году в приоритете?

– Среди целей, которые мы ставим перед собой, – сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на 25 тонн. Будем снижать сбросы сточных вод в систему водопроводно-канализационного хозяйства на 3,6 тыс. куб. м. Продолжим мероприятия, запланированные по программе «Обеспечение экологической безопасности». На их реализацию предусмотрено свыше 48 млн руб. Нам предстоит провести пуско-наладочные работы очистных сооружений  в эксплуатационном локомотивном депо Сенная и в сервисном локомотивном депо Сарепта. Также в планах – ликвидация текущего загрязнения земель на станциях Аткарск и Саратов-3.

Татьяна Волченко
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/