15 июля 2020 13:35

15 июля 2020 13:35

Крепкие нити стального бархата

Более шестидесяти лет назад на Приволжской железной дороге появился рельсосварочный поезд – завод по изготовлению длинномерных плетей. Сегодня с большим трудом верится, что прародителями таких предприятий были специальные передвижные составы, созданные в годы Великой Отечественной войны для восстановления разрушенных путей.

Более шестидесяти лет назад на Приволжской железной дороге появился рельсосварочный поезд – завод по изготовлению длинномерных плетей.

 

Сегодня с большим трудом верится, что прародителями таких предприятий были специальные передвижные составы, созданные в годы Великой Отечественной войны для восстановления разрушенных путей.

 

Идея их создания принадлежала Лазарю Кагановичу, в то время – наркому путей сообщения. Рельсосварочный поезд, появившийся также и на Рязано-Уральской железной дороге, был одним из первых: его порядковый номер – 2. Правда, назвать его «поездом» можно было тогда с большой натяжкой. Сначала рельсосварочные аппараты прикрепляли к тракторам. Таким вот нехитрым способом и ремонтировали в середине прошлого века стальные нити магистрали. Чуть позже оборудование для сварки стали перевозить в вагонах.

В январе 1942 года согласно приказу начальника Рязано-Уральской железной дороги ремонтный рельсосварочный поезд стал базироваться на станции Саратов-1. А в 1964 году на станции Верхний Баскунчак был создан полигон, где впервые приступили к сварке длинномерных рельсовых плетей.

 

Новая история РСП № 2 началась в новом тысячелетии, когда в Энгельсе стали переоборудовать металлобазу. Все рельсосварочные машины со станции Верхний Баскунчак были перевезены сюда. Стало расти единое стационарное предприятие, объединившее в себе и эффективные технологии сварки, и ремонт старогодных материалов пути, и сборку рельсошпальной решетки. А спустя два года после начала строительства РСП-2 выпустил первую продукцию.

 

– В основном мы работаем для путевых машинных станций Приволжской дороги, – начинает вводную часть экскурсии главный инженер рельсосварочного поезда Василий Грудько.

Когда-то Василий Михайлович и сам работал в ПМС-50, так что о технологиях укладки и эксплуатации пути ему известно многое.

 

В 1993 году, окончив единственный в своем роде институт электросварки имени Патона, Грудько пришел в РСП-2. Кстати, все сварочное оборудование, имеющееся на предприятии, разработано этим научно-исследовательским институтом. Однако рельсосварочный поезд – не только производитель «бархата», но и помощник в работе для дистанций пути. К примеру, специалисты РСП восстанавливают крестовины методом предварительного натяжения.

 

– На восстановление одной крестовины в дистанции понадобится целая неделя, – поясняет Василий Грудько. – У нас же срок ремонта сокращается до одного дня.

 

Мы отправляемся в святая святых предприятия – контактно-сварочный цех. Здесь вовсю кипит работа: варится очередная партия длинномерных плетей. Как всегда, вначале проходит сварка контрольного образца, который затем проверяется на прочность специальным прессом. И если «подопытный» с честью выдержит испытания, можно приступать к основательной сварке.

 

На роликовых транспортерах рельсы поступают со склада в цех. После визуального осмотра – первая операция: зачистка контактной поверхности, подготовка к сварке. За дело берутся металлические щетки, которые, быстро вращаясь, очищают рельсы от пыли и ржавчины. По технологической линии рельс «плывет» дальше, на следующий пост – резки. В РСП-2 варят плети длиной до 800 метров, а также стандартные 25-метровые рельсы.

 

– В контактно-сварочном цехе находятся три технологические линии для сварки длинномерных рельсовых плетей как из старогодных, так и из новых рельсов, – продолжает рассказ Василий Михайлович. – Всем процессом управляет компьютер.

 

– Значит, сама технология сварки изменилась?

 

– Вовсе нет, – присоединяется к разговору сварщик Николай Николаев, старейший работник предприятия. – Принцип работы тот же самый – короткое замыкание. – А вот оборудование претерпело изменения. Я работал на сварочной машине ПСМ500, потом были К190, К1000, и вот теперь К1100.

 

Сваренный стык проверяют на качество дефектоскописты, и если встретится малейший изъян, рельс непременно будет вырезан и сварен заново. Готовые плети прямо из цеха транспортируются на спецсоставы, стоящие на подъездных путях предприятия. Отсюда они сразу отправляются на полигоны.

 

Но РСП-2 – это не только «стальная кухня». Он – единственный на сети дорог, который имеет в своем составе цех по сборке рельсошпальной решетки. На других магистралях эту работу выполняют специалисты ПМС.

 

Вот под своды огромного цеха с легкостью заезжают несколько грузовых вагонов: они привезли новые железобетонные шпалы. Мостовые краны складывают их в высокие штабеля, чем-то напоминающие конструкции небоскребов. Затем шпалы будут выстроены в строгом и стройном порядке – для этого в цехе установлена автоматизированная поточная звеносборочная линия ПЗЛ-100.

 

– Вот это самый трудоемкий участок линии, – поясняет главный инженер предприятия, указывая на разложенные на транспортере (он называется эпюра) шпалы. – Выстраиваются они через строго определенный промежуток: ведь в зависимости от профиля пути меняется и расстояние от оси одной шпалы до другой.

 

Следующий этап – распределение материалов верхнего строения пути, а это уже ручная работа. Последним штрихом является укладка рельсов и их закрепление к шпалам. Вот и готова новая рельсошпальная решетка!

 

– Запускали в работу эту линию мы сами, – рассказывает бригадир цеха сборки рельсошпальной решетки Сергей Ильин. – Основной костяк тех, кто принимал самое активное участие в строительстве предприятия, по-прежнему продолжает здесь работать.

 

Да, на производстве «стального бархата» сегодня работают самые передовые технологии, и они обеспечивают необходимый результат. Но, как говорится, нет предела совершенству...

 

– Для более качественной сортировки рельсов нам нужны девять складов, а их только три, – признается Василий Грудько. – Хотя и в этих условиях мы стараемся «раскладывать» рельсы в правильном порядке. Отдельно – с Тагильского завода-изготовителя, отдельно – с Кузнецка. В своих «стопках» лежат фрезерованные и не фрезерованные рельсы.

 

Столь кропотливая сортировка стальных нитей – вовсе не прихоть работников РСП. Это серьезная часть технологического процесса, при котором в длинную плеть могут быть сварены рельсы только одного завода-изготовителя. В этом заключается один из секретов качественного «бархатного» пути, которого с каждым годом становится все больше на Приволжской магистрали.

Юлия Табакаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31