13 июля 2020 04:16

13 июля 2020 04:16

Где дорожные химики, там гарантия качества

Своим постоянным контролем работники лаборатории способствуют обеспечению безопасности движения. В 2008 году дорожная химико-техническая лаборатория могла бы отметить 110-ю годовщину своего «родного» здания, построенного еще в девятнадцатом веке. Но в ее жизни произошли глобальные перемены. Лаборатория была организована для службы ремонта путей и зданий общества Рязанско-Уральской железной дороги в 1898 году, а позже передана в подчинение паровозной службы.

Своим постоянным контролем работники лаборатории способствуют обеспечению безопасности движения.

В 2008 году дорожная химико-техническая лаборатория могла бы отметить 110-ю годовщину своего «родного» здания, построенного еще в девятнадцатом веке. Но в ее жизни произошли глобальные перемены.

 

Лаборатория была организована для службы ремонта путей и зданий общества Рязанско-Уральской железной дороги в 1898 году, а позже передана в подчинение паровозной службы. Для ее размещения было построено отдельно стоящее здание. В лаборатории, которая состояла из отделения топлива, воды и смазок, отделения металлов, стройматериалов и опытно-изыскательного отделения, работали 30 человек. В задачи лаборатории входили контроль за теплотехническим состоянием паровозного хозяйства, технологией ремонта и эксплуатации паровозов, а также освоение новых методов испытаний топлива, смазок, воды, химических реагентов. Целями лабораторных анализов были предупреждение быстрого образования накипи в трубах и котлах, улучшение процесса сгорания твердого, а затем и жидкого топлива.

 

Внедрение тепловозной тяги способствовало совершенствованию технологических процессов, расширению ассортимента используемых смазочных материалов, ингибирующих присадок. И, конечно, потребовало новых подходов к работе лаборатории. В начале двадцать первого столетия ее основными задачами стали входной контроль качества веществ и материалов, применяемых в структурных подразделениях дороги и ОАО «РЖД», а также контроль за деятельностью химико-технических лабораторий локомотивных депо и участие в их аттестации с целью обеспечения надежности подвижного состава, повышения качества его ремонта и эксплуатации. 

 

Сегодня дорожная лаборатория находится в непосредственном подчинении у заместителя начальника дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам. С января 2008 года подразделение размещается на территории локомотивного депо Саратов. Уже четыре года лабораторией руководит Ольга Алексеева, начинавшая свой трудовой путь лаборантом в химико-технической лаборатории локомотивного депо Саратов.

 

Порядок в лаборатории и ее оснащенность современными приборами произвели на меня сильное впечатление.

 

– Как вам удалось добиться таких результатов? – спрашиваю Ольгу Валерьевну.

 

– С апреля 2007 года мой рабочий день начинался со стройки. Необходимо было проконтролировать правильное размещение каждой розетки, каждого выключателя, а также подводов воды и подключения вентиляции. При этом выбрать оптимальные условия для обустройства помещений лаборатории, а их в настоящее время 9, с учетом всех видов выполняемых испытаний. Но этот труд стоил того. Результат превзошел все ожидания.

 

Огромную поддержку в обустройстве лаборатории оказали департамент локомотивного хозяйства, а также руководство локомотивной службы и саратовского депо. Для оснащения лаборатории за счет средств страхования тягового подвижного состава ОАО «РЖД» выделило около 6 миллионов рублей, в том числе порядка 2 миллионов на новую лабораторную мебель.

 

– Насыщение рынка продукцией, изготавливаемой производителями по техническим условиям, привело к возрастанию риска поставок на дорогу некачественных веществ и материалов, – продолжает Ольга Алексеева. – Поэтому для обеспечения безопасности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте актуальной задачей остается ужесточение входного контроля качества поставляемой продукции.

 

В лаборатории работают квалифицированные специалисты – инженеры-химики Людмила Вениг, Елена Горшколепова и инженер спектрального анализа Евгений Симонов. 31 мая они вместе со своим руководителем будут принимать поздравления с профессиональным праздником – Днем химика. Ежегодно лабораторией исследуется около 350 объектов, выполняется около 2,5 тысячи физико-химических и 6 тысяч спектральных анализов. ДХТЛ – единственная на дороге лаборатория, оснащенная оборудованием по испытанию консистентных смазок и материалов для дефектоскопии. Проводится также контроль качества жидких нефтепродуктов, угля, песка для песочниц локомотивов, ионообменных смол для обработки воды, лакокрасочных материалов, электролитов, охлаждающих жидкостей и воды. Большое внимание уделяется испытаниям смазок для буксовых узлов колесных пар, ведь качество смазки в немалой степени обеспечивает безопасность движения.

 

altОборудование нового поколения позволило расширить спектр контролируемых показателей. Так, на четырехшариковой машине трения определяются трибологические характеристики (смазывающие свойства) смазок и масел при задаваемых нагрузках, близких к нагрузкам в буксовых узлах и узлах трения подвижного состава. Проводя испытания материалов при входном контроле на соответствие требованиям ГОСТов и ТУ, специалисты лаборатории являются гарантами качества этих материалов. А модернизация установки для спектрального анализа, проведенная своими силами, позволяет им теперь определять наличие элементов износа не только в эксплуатационном дизельном масле, но и в буксовой смазке.

 

Необходимо отметить роль химиков в выборе поставщиков, предлагающих свою продукцию дороге. К примеру, они проводят испытания песка для песочниц локомотивов, нефтепродуктов и других материалов от фирм, принимающих участие в конкурсных торгах. По результатам испытаний выбирается поставщик продукции.

 

– Приоритетными направлениями в нашей работе остаются совершенствование процессов входного и производственного контроля, внедрение новых методик испытаний, участие в разработке эффективных мер по повышению эксплуатационной надежности узлов трения подвижного состава, – подчеркивает, итожа наш разговор, Ольга Алексеева. – Для этого необходимо сохранить квалифицированные кадры, ввести в штат металловеда и инженера по химическому анализу металлов. А главная наша цель – получить аттестат об аккредитации лаборатории для подтверждения ее технической компетенции в проведении испытаний веществ, применяемых на железной дороге.

Юрий Шапошник
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31