11 июля 2020 11:19

11 июля 2020 11:19

На любой работе главным для него были люди

Таково кредо Афанасия Нестеровича Большакова, отметившего на днях свое 80-летие. Весь его продолжительный трудовой путь связан с Приволжской железной дорогой. Мой собеседник уже редко выходит на улицу – ноги подводят. Пару лет назад похоронил жену Марию Михайловну, с которой было прожито полвека, теперь коротает дни с семьей взрослого внука.

Таково кредо Афанасия Нестеровича Большакова, отметившего на днях свое 80-летие.

 

Весь его продолжительный трудовой путь связан с Приволжской железной дорогой.

 

Мой собеседник уже редко выходит на улицу – ноги подводят. Пару лет назад похоронил жену Марию Михайловну, с которой было прожито полвека, теперь коротает дни с семьей взрослого внука.

 

По работе мне приходилось общаться с Афанасием Нестеровичем на исходе его железнодорожной карьеры: он был начальником отдела кадров дороги, затем заместителем начальника дороги по кадрам и социальным вопросам в общей сложности семь лет – с 1982-го по 1989 год. В перечень его обязанностей входило и кураторство над дорожной газетой. На протяжении этого достаточно сложного периода газета находила в его лице ощутимую поддержку и в общих организационных вопросах, и когда требовалась конкретная помощь кому-то из сотрудников в решении житейских проблем.

 

Куда больше – почти тридцать лет – Афанасий Нестерович отдал вагонному хозяйству дороги. Начал с «красным» дипломом Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта бригадиром по ремонту в вагонном депо Нефтяная, семь лет проработал заместителем начальника службы вагонного хозяйства Приволжской магистрали.

 

Одна из сложнейших отраслей железнодорожного хозяйства – а потом вдруг кадры, которые «решают все»... Но связующая нить, сдается мне, в том, что все производственные вопросы Афанасий Большаков решал не через «эй, ухнем», а через самое пристальное внимание к нуждам людей, условиям их труда. Приехав в Нефтяную, обратил внимание на то, в каких первобытных условиях работали смазчицы, заправлявшие буксы. Объем работы тогда был огромный, не в пример кризисным временам: до шестисот двухосных вагонов в сутки, только успевай поворачиваться! Изрядно поломал голову сам, потом еще надо было доказать свою правоту начальству. Проложили трубопроводы по междупутьям, поставили колонки с кранами, куда воздух выдавливал смазку.

 

Среди рационализаторских предложений Большакова было и усовершенствование, упростившее очистку полувагонов для перевозки битума. В 1966 году за отличные результаты работы вагонного депо Нефтяная начальник депо Афанасий Большаков был награжден орденом «Знак Почета».

 

Когда-то Афанасий Нестерович небезуспешно решал житейские проблемы других, самых разных людей. Уходил на пенсию персональным пенсионером областного значения. Недавние новации, исключившие из трудового стажа обучение в отраслевом вузе, свели на нет эту льготу. Осталась незадокументированной работа подростком в совхозе в военные годы, а значит, не может он считаться тружеником тыла...

 

Но Афанасий Нестерович совершенно искренне считает, что это не главное. Выросли дети, нашли успех и дорогу в жизни, пусть эта дорога и не железная, – словом, жизнь прожита не зря. И в этом с ним можно согласиться.
Геннадий Наконечный
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31