06 июля 2020 02:08

06 июля 2020 02:08

По волнам бурной реки жизни

Несмотря на свой возраст, Николай Кротков продолжает работать в локомотивном депо. Его жизненной энергии, как и житейской мудрости, хватило бы на сотню человек. Вот только понятие «возраст», так тесно связанное с житейской мудростью, к моему собеседнику, кажется, никак не относится. Благодаря своему неугомонному оптимизму Николай Кротков молодым даст фору.

Несмотря на свой возраст, Николай Кротков продолжает работать в локомотивном депо.

 

Его жизненной энергии, как и житейской мудрости, хватило бы на сотню человек. Вот только понятие «возраст», так тесно связанное с житейской мудростью, к моему собеседнику, кажется, никак не относится. Благодаря своему неугомонному оптимизму Николай Кротков молодым даст фору.

 

– Надеюсь, до десяти успеем побеседовать, – первым делом уточнил Николай Иванович, встретив меня на проходной локомотивного депо Саратов ровно в 9.00.

 

Сразу стало ясно, что в умении чуть ли не на лету решать дела Кроткову нет равных.

 

– Вот еще не поздравили труженников тыла с 9 мая, – признался мой собеседник, указывая на большую стопку праздничных открыток на своем столе. – С сегодняшнего дня поспешим это сделать.

 

Сегодня Николай Иванович Кротков – председатель совета ветеранов локомотивного депо Саратов. В свое время он мог бы спокойно почивать на лаврах, находясь на заслуженном отдыхе. Но не тут-то было...

 

– Да разве ж это возможно! – восклицает мой собеседник. – Столько еще надо успеть сделать.

 

Наверняка неугомонный характер Николая Кроткова сложился еще в детстве, когда любимой забавой всех деревенских мальчишек была игра «в Чапая». Гнедыми конями были велосипеды, «шашки наголо» – и вперед! Вот среди тех мальчишек и рос наш герой, сначала в селе Большие Копены, а затем в Малой Князевке Саратовской области. И неизвестно, какую бы жизненную дорогу выбрал Николай, если б старшая сестра не отправилась в Саратов поступать в железнодорожный техникум. «Коля, давай к нам, это же твое дело!» – позвала она его вскоре. А через несколько лет тепловозное отделение техникума железнодорожного транспорта окончил еще один представитель семьи Кротковых.

 

– Было это в 1959 году. Представляете, сколько лет назад! – восклицает Николай Иванович. – У меня даже фотография сохранилась, старая такая, где я с моими однокурсниками на крыльце техникума.

 

Проработав год машинистом в локомотивном депо Саратов, Николай Кротков был призван в армию, служил в ракетных войсках.

 

– За время службы три раза в отпуске был, – смеется мой собеседник. – А все потому, что занимал призовые места в биатлоне. Представляете, заснеженное Подмосковье, лечу на лыжах, а мне навстречу, тоже на лыжах, мчится наш командир взвода. «Давай, Коля, не подкачай, чтоб первое место занял!» – кричит мне. Вот так я и стал победителем.

Кстати, Николай Иванович до сих пор не представляет жизни без спорта. Ежедневный подъем в шесть утра, зарядка, а уж потом – все остальные дела. К здоровому образу жизни он приучил и своих внуков. Зимняя стужа для представителей рода Кротковых – не причина, чтоб остаться дома. Лыжи, санки на плечи – и вперед, как когда-то в лихие атаки на конях-велосипедах...

 

А вот супруге Николая Ивановича Лидии Павловне больше по душе летнее время. Хлопот, правда, прибавляется (все ж таки дачный сезон), зато сколько радости приносят любимые цветы!

 

– Познакомились мы, можно сказать, без отрыва от производства, – шутит Николай Кротков. – Я когда из армии вернулся, сначала работал в локомотивном депо на горке, и моя ненаглядная там же трудилась. Сразу понял, что встретил свою любовь.

 

Большая любовь Николая Ивановича не помешала, однако, его профессиональному росту. Спустя некоторое время он стал машинистом грузового тепловоза ТЭ3. Сколько было их, этих рейсов, теперь и не вспомнить...

 

– Не успеешь вернуться, снова вызов: «Кротков – 4.50. Поворино». Ничего не поделать, кофейку выпьешь – и в локомотив.

 

Есть в профессиональной карьере Николая Кроткова серьезное достижение: в 1970 году он стал первым на дороге, как говорят машинисты, ездить «в одно лицо». В этом статусе проработал 25 лет. А еще Николай Иванович – родоначальник большой династии: железнодорожное дело продолжили его дети и внук. Но, как оказалось, и это еще не все, чем отметился в жизни этот незаурядный человек, в чем он себя реализовал...

 

alt– С недавнего времени Николай Иванович стал хранителем музея истории нашего предприятия, – рассказывает о своем коллеге председатель профсоюзной организации локомотивного депо Анатолий Максимов. – К нам на экскурсии часто приходят школьники, и Николай Иванович так сумел увлечь их своими рассказами, что многие захотели стать железнодорожниками. А еще Николай Иванович обладает поистине феноменальной памятью. О ветеранах депо он может рассказывать часами, каждое имя для него – не просто профессиональные достижения, а целая жизнь, интереснейшая судьба.

 

– К детям у меня особое отношение, – признается Кротков. – Видели б вы их глаза, когда они смотрели на электровозы у нас в депо. А как толпились в кабине машиниста, желая рассмотреть все поближе!

 

Кстати вспомнилась Николаю Ивановичу поездка в Кабардинку: два вагона ребятишек, и он за старшего. Шум, гам, ни минуты покоя, но зато как весело! И в Аткарск, в Базарный Карабулак возил детей в оздоровительные лагеря: хоть и не дальний путь, но все равно впечатлений море...

 

– Нет, отдыхать мне некогда, – еще раз улыбнулся он на прощанье, словно что-то главное о себе напомнил.

 

И мне ни на миг не подумалось, что это могло быть сказано для красного словца – не от души.

Юлия Табакаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31