06 июля 2020 02:32

06 июля 2020 02:32

Музей Леонида Ильича

Недавно в локомотивном депо Астрахань произошло событие: музей предприятия, переехав с первого на четвертый этаж, обрел просторное светлое помещение, где можно полноценно разместить все экспонаты и стенды, а также главную изюминку – модели паровозов. В канун Международного дня музеев, который отмечается 18 мая, это стало радостью и заботой для хранителя и создателя музея Леонида Ильича Процека.

Недавно в локомотивном депо Астрахань произошло событие: музей предприятия, переехав с первого на четвертый этаж, обрел просторное светлое помещение, где можно полноценно разместить все экспонаты и стенды, а также главную изюминку – модели паровозов. В канун Международного дня музеев, который отмечается 18 мая, это стало радостью и заботой для хранителя и создателя музея Леонида Ильича Процека.

 

– Я ведь их как младенцев на руки беру – осторожно, нежно, – рассказывает Леонид Ильич, создатель мини-паровозов, которые в точности копируют исторические оригиналы. – А тут дали в помощь рабочих – они перетаскали экспонаты на новую «квартиру», а я их потом подкручивал и даже ремонтировал!

Обосновался музей в локомотивном депо Астрахани в 1996 году. Сейчас в нем около 90 экспонатов: модели паровозов, фонари, станционный колокол, «шарманка». (Для тех, кто не в курсе: это чемодан машиниста для продуктов – надо думать, предшественник сумки-холодильника). Есть тут даже балалайка машиниста Михаила Пугачева, который в моменты отдыха устраивал концерты прямо на перроне...

 

Визитной карточкой музея Процека и предметом его личной гордости является настоящий паровоз серии «Эх», подаренный начальником дороги Михаилом Лихачевым. Как-то после собрания на станции Астрахань-2 машинист подошел к руководителю магистрали и показал две свои первые модели – «Щуку» и «Овечку», то бишь «Щч» и «Ов». Лихачев заинтересовался и предложил: «Давайте мы их в Саратов заберем». «Не отдам, – не растерялся Процек. – Вы мне лучше настоящий паровоз пришлите – на пьедестал поставим, сделаем музей».

 

5 апреля 1997-го, через полтора года после памятного разговора, обещанный паровоз прислали. Леонид Ильич как раз работал на даче, увидев паровоз, идущий через мост, бросил все и помчался в депо: «Это ко мне!». Спешка была не напрасной: до появления машиниста предприимчивые товарищи успели снять левый инжектор, пооткрутить мелкие детали – на «цветмет». Для предотвращения разграбления Процек самолично открутил все «цветное», запечатал в мешок и отнес на склад.

 

– Паровоз был явно предназначен на металлолом, он отслужил свое в Баскунчаке, был весь в соляной рапе и пригари – страсть! – вспоминает энтузиаст. – Пробовал сшибать пескоструйкой – эффекта ноль, тогда стал отмачивать соляркой...

 

Ее за целый год трудов ушло 85 ведер, но сегодня следы былой «страсти» может различить только опытный взгляд. Воодушевляла борца с паровозным геноцидом (только так, по мнению Процека, можно назвать безжалостное уничтожение последних экземпляров паровых машин, ставших историей железной дороги и всей страны) мысль: «Если сейчас откажусь, не проявлю твердости и отдам на лом, больше паровоза не дадут».

 

Отвоевал машину. Теперь она стоит на пьедестале у въезда в депо – ухоженая, поблескивающая свежей краской. Сверху сигнальный семафор того же времени, таких нынче и не увидишь нигде: поднял крыло, подавая «зеленый» сигнал.

 

– Он по-прежнему мчится вперед, только теперь дорога у него – в историю, – рассуждает смотритель. – Нас не будет, а паровоз останется стоять, удивляя потомков.

 

О своих планах на будущее, настоящем и прошлом (а стаж машиниста Процека, кстати, составляет полвека) хранитель музея рассказал начальнику департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» Юрию Машталеру, который 14 мая проводил в депо сетевое совещание и, конечно же, посетил музей. Юрий Александрович живо интересовался и экспонатами, и рассказами пенсионера. На прощание Леонид Ильич поделился с руководителем локомотивного хозяйства своей мечтой – собрать поезд прошлого века. Точнее сказать, не о мечтой, а целью: Леонид Процек не фантазер, а фанат паровозов и своего музея, поэтому у него все получается. Машталер внимательно выслушал ветерана и поручил начальнику службы Приволжской магистрали Юрию Назарову помочь: «Если надо, подготовьте письмо в департамент».

 

На прощание руководитель ведомства пожелал астраханскому энтузиасту здоровья и реализации всех его замыслов.

Екатерина Кобзева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31