04 июля 2020 03:00

04 июля 2020 03:00

Под девизом «Все для фронта, все для Победы»

Маршал Советского Союза Василий Чуйков писал: «Когда мне приходилось встречать человека в железнодорожной форме, я смотрел на него как на бойца с передовой». 15 мая Дмитрию Григорьевичу Фоменко исполняется 90 лет. Война застала молодого помощника машиниста паровоза Дмитрия Фоменко на участке Сальск – Котельниково. В депо Котельниково Сталинградской железной дороги он, студент Ростовского института железнодорожного транспорта, проходил поездную практику.

Маршал Советского Союза Василий Чуйков писал: «Когда мне приходилось встречать человека в железнодорожной форме, я смотрел на него как на бойца с передовой».

 

15 мая Дмитрию Григорьевичу Фоменко исполняется 90 лет.

 

Война застала молодого помощника машиниста паровоза Дмитрия Фоменко на участке Сальск – Котельниково. В депо Котельниково Сталинградской железной дороги он, студент Ростовского института железнодорожного транспорта, проходил поездную практику. Работа на паровозе в то время считалась престижной, но была очень тяжелой. Вспоминаются слова из песни: кто на паровозе не работал, тот и горя не видал.

Но настоящее горе было впереди. В июле 1941 года Дмитрия отозвали с практики в Ростов. Обучение студентов на последнем курсе института было организовано по ускоренной программе. Занятия проходили с 8 до 14 часов, а с 15 до 19 шло возведение блиндажей, рытье окопов и протвотанковых рвов. И так без выходных и праздников.

 

Диплом Фоменко защищал в Тбилиси. Получив звание инженера паровозного хозяйства, 25 декабря 1941 года по распределению он был направлен в Сталинград и работал паровозным диспетчером на участке Переправа – Владимировка.

 

В это время, а также в 1942 году, когда враг устремился к Сталинграду, работа транспорта осложнилась невероятно. Паровозов не хватало катастрофически. Нужно было срочно налаживать ремонт локомотивов. Дмитрия Фоменко перевели в депо Сталинград и назначили бригадиром котельного цеха. Работать приходилось в условиях кровопролитных оборонительных сражений на подступах к Сталинграду, а затем и уличных боев.

 

В 1943 году Дмитрия Фоменко направили в депо Грязи на должность мастера котельного цеха. Течи огневой коробки устраняли прямо на горячем паровозе, что в мирное время было запрещено, колосники поправляли на горячем паровозе... Хороших слесарей, других специалистов не хватало, в основном трудились молодые ребята, женщины и девушки. В эти суровые дни работа на пределе человеческих возможностей стала нормой. Девиз у всех был один – «Все для фронта, все для Победы!»

 

За годы войны железнодорожник несколько раз подавал заявления с просьбой направить добровольцем на фронт, но ему отвечали: и здесь проходит передовая линия, без четкой работы железнодорожного транспорта победы не добиться, вы здесь нужней.

 

В 1944 году Дмитрия Фоменко перевели в депо Ртищево. Оно было намного больше депо Сталинград и Грязи. Дмитрий Григорьевич с начала работал мастером котельного цеха, затем - начальником производственного отдела, заместителем начальника депо по ремонту и эксплуатации, а затем – заместителем начальника локомотивного отдела Ртищевского отделения. И на всех постах с честью справлялся с возложенными на него обязанностями.

 

День Победы Дмитрий Фоменко встретил в депо Ртищево. Война закончилась, но работы у железнодорожников меньше не стало. После войны опытный паровозник много сил и энергии отдал восстановлению паровозного хозяйства. В 1964 году он был переведен в Саратов, в управление дороги. Здесь занимал многие должности в  паровозной, а затем локомотивной службе, а с 1970 года и до ухода на пенсию в 1983 году был заместителем главного ревизора дороги по восстановительным средствам.

 

Трудный жизненный путь прошел Дмитрий Григорьевич, но он не сломался духом, а только окреп. И сейчас ветеран выглядит довольно прилично для своего возраста. У него густые, седые волосы, в глазах еще сохранился блеск. Не лишен чувства юмора. По натуре своей он очень скромный человек. Хороший семьянин.  Имеет ряд правительственных наград, но самой высокой считает двух сыновей, дочь, пятерых внуков, двух правнучек.

 

Фоменко поддерживает постоянную связь с ветеранской организацией управления дороги. Сегодня хочется пожелать ему и его большому семейству хорошего здоровья, благополучия и успехов. С юбилеем Вас, дорогой Дмитрий Григорьевич!

 

Виктор Епифанцев,

член совета ветеранов управления дороги

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31