30 сентября 2020 21:24

30 сентября 2020 21:24

Самое ценное в людях – это их неравнодушие

20 лет Ольга Кученкова работает с пассажирами. И хотя судьба не всегдаблаговолила к ней, она ни единого дня не жалела о своем выборе. Говорят: судьба посылает человеку ровно столько испытаний, сколько он может выдержать. Зато – закаленный, окрепший духом и всегда готовый к ее изменчивым, а порой и провокационным маневрам – он гораздо легче переносит все превратности Фортуны.

20 лет Ольга Кученкова работает с пассажирами. И хотя судьба не всегдаблаговолила к ней, она ни единого дня не жалела о своем выборе.

 

Говорят: судьба посылает человеку ровно столько испытаний, сколько он может выдержать. Зато закаленный, окрепший духом и всегда готовый к ее изменчивым, а порой и провокационным маневрам он гораздо легче переносит все превратности Фортуны.

Ольга Кученкова, инженер по подготовке кадров Саратовского пассажирского вагонного депо, как раз из тех людей, которых судьба не особо щадила. Каждую ее милость Ольге приходилось зарабатывать нелегким трудом. Все, чего она добилась в жизни, приобретено благодаря ее упорному, настойчивому характеру, силе воли и очень ценимому ею качеству – неравнодушию. Да и на жизнь свою Ольга Кученкова не в обиде. Ведь самое главное – то, что рядом с нею всегда были и есть самые родные люди: мама и дочь. А еще у нее есть любимая работа, что, согласитесь, в жизни человека тоже немаловажно.

– Мне было 19, когда я пришла на железную дорогу, сюда, в депо, учиться на проводницу, – вспоминает Ольга Евгеньевна. – Тогда прямо здесь, на ПТО, обучали этому ремеслу. С тех пор вот и тружусь в пассажирском хозяйстве, правда, в разных должностях, но это уже не важно. Главное то, что с самого начала своей трудовой биографии я работаю с людьми. И для меня ничего не может быть лучше и интереснее, чем общение с ними, а сейчас уже и передача им, особенно молодым, своих знаний и профессионального опыта.

 

Однако профессионализм и опыт пришли к Ольге Кученковой – как, впрочем, и ко многим, кто выбрал профессию проводника, – далеко не сразу и совсем не легкими путями. Первые самостоятельные рейсы стали для Ольги настоящими уроками жизни. Безусловно, теоретические знания, полученные «в ученье», помогали ей потом «в бою», то есть на практике. Но многогранная, непредсказуемая и требовательная жизнь, которая вдруг предстала перед девушкой во всем своем многообразии, причем не всегда в прекрасном, заставила ее многое пересмотреть в своих взглядах на мир...

– Ездила я проводницей во многих поездах: в 217-м, тогда это было направление Саратов – Ростов-на-Дону, в 13-м – помните, был у нас такой поезд Саратов – Москва. Позже работала в фирменном, «девятке», – целых четыре года. Когда только начинала работать проводницей самостоятельно, что скрывать, было страшно. Казалось, что моя реальная маленькая жизнь вдруг выплеснула меня в большой мир. Нужно было привыкать к коллективной работе, учиться делу на практике. Среди всех своих обязанностей я больше всего не любила топить печь в вагоне, вернее, не то чтобы не любила – боялась. Только года через три более-менее к этому привыкла. Так что, если кто-то говорит, что освоился с работой проводника очень быстро, – не верьте. Опыт и умение приходят только с годами. Но одно хочу сказать: кто проработал проводником хотя бы год-два, тот из этой профессии уже не уходит. Она становится частью души.

 

Бывало, что и отстаивать свое «я» перед более опытными работниками бригады Ольге Кученковой приходилось, проявляя свой сильный, непреклонный характер. И со временем маститые проводники привыкли к тому, что с этой «девчонкой» приходится считаться, и даже стали уважать ее за это. Впрочем, и Ольга училась ладить с людьми – не только с пассажирами, но и с коллегами тоже. У нее к тому времени уже росла дочь Элина, а значит, нужно было зарабатывать, чтобы поднимать ее.

Работая проводником, а позже и начальником поезда, Ольге Кученковой приходилось частенько сопровождать из Москвы в Саратов и обратно людей, весьма известных в политике и шоу-бизнесе.

– Кого только не поила чаем, – вспоминает Ольга Евгеньевна. – И Геннадия Зюганова, и Олега Табакова с его женой Мариной Зудиной, и Валерия Леонтьева, и группу «Любэ». А с Панкратовым-Черным даже сфотографировалась на память, уж очень нравится мне этот артист.

 

Но возникали и такие непредвиденные ситуации, которые требовали от Кученковой мобилизации всех ее сил и знаний, принятия быстрых решений, где ошибка могла стоить здоровья, а то и жизни пассажиров... Уже будучи начальником поезда Саратов – Челябинск, Ольга Евгеньевна однажды принимала в пути следования роды. А в другой раз ей довелось участвовать в предотвращении ложного теракта.

– Однажды на пути в Москву какой-то «доброжелатель» сообщил в правоохранительные органы, что наш поезд № 363 Саратов – Балаково – Москва заминирован. Состав, конечно же, остановили (это было под Каширой), и целых два часа работники ФСБ и саперы проверяли все вагоны, предварительно эвакуировав пассажиров. Но никакой мины так и не нашли. Зато шок я тогда пережила наисильнейший. Ведь ответственность за жизнь и здоровье пассажиров лежала прежде всего на мне. И если бы, не дай бог, что-то случилось, даже страшно себе представить, какие жуткие последствия могли бы произойти!

 

Ольга Евгеньевна еще и еще вспоминала эпизоды из своей поездной практики, а я слушала ее и восхищалась мужеством и житейской мудростью этой женщины. Ведь здоровье с самой юности ее не баловало. Еще в 18 лет она попала в автоаварию и повредила позвоночник. Мучительные боли, две операции, месяцы неподвижности, во время которой она мечтала встать, ходить, бегать и радоваться жизни – все эти переживания и жестокие страдания научили ее быть неравнодушной к людям. А затем, уже работая начальником поезда, такого же отношения к ним она требовала и от своих коллег.

– Она и сейчас не пропустит мимо человека, если видит, что он в плохом настроении, – говорит Лариса Александрова, начальник отдела кадров Саратовского пассажирского вагонного депо, непосредственный руководитель Ольги Кученковой. – У нее и трудовые обязанности-то какие: готовить к работе кадры не только профессионально, но и морально. Потому что работа проводника – это прежде всего работа с людьми. И члены поездной бригады должны являться на работу только с хорошим, доброжелательным настроем, несмотря ни на какие личные передряги. А уж у Кученковой всегда найдется нужное слово, чтобы подбодрить, поднять настроение человеку. Ей стоит только поделиться своим житейским опытом – и уныние как рукой снимает, и настрой становится боевым. А это очень важно, особенно в работе с начинающими проводниками.

 

 

Цифра

20 лет Ольга Кученкова отдала пассажирскому хозяйству Приволжской дороги.

Марина Четверикова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31