16 июля 2020 03:51

16 июля 2020 03:51

Научно-технический прогресс... на тормозах

Интеллектуальный потенциал ученых Поволжского филиала МИИТ не всегда востребован на Приволжской железной дороге. Почему? Ответ на этот вопрос попытались найти за круглым столом. День российской науки, что отмечался 8 февраля, стал не единственным поводом собраться за круглым столом преподавателям Поволжского филиала Московского государственного университета путей сообщения. Эта встреча была обоснована многими причинами, среди которых и достижения одного из самых популярных вузов Поволжья, и проблемы, с которыми нынче сталкиваются его сотрудники.

Интеллектуальный потенциал ученых Поволжского филиала МИИТ не всегда востребован на Приволжской железной дороге. Почему? Ответ на этот вопрос попытались найти за круглым столом.

 

День российской науки, что отмечался 8 февраля, стал не единственным поводом собраться за круглым столом преподавателям Поволжского филиала Московского государственного университета путей сообщения. Эта встреча была обоснована многими причинами, среди которых и достижения одного из самых популярных вузов Поволжья, и проблемы, с которыми нынче сталкиваются его сотрудники.

 

По итогам 2008 года Поволжский филиал стал первым в научно-исследовательской работе, опередив остальные пятнадцать филиалов МИИТ по всей сети. Что же скрывается за этим успехом? Бесспорно, огромный труд научной элиты вуза – студентов, аспирантов, преподавателей, чьи идеи находят техническое воплощение на предприятиях Приволжской. Вот один из самых свежих примеров: с 1 февраля этого года в локомотивном депо Саратов внедрена компьютерная программа, которая позволила оптимизировать работу электродвигателей.

Однако далеко не все технические новшества, созданные в стенах Поволжского МИИТ, получают одобрение со стороны предприятий Приволжской железной дороги. В чем же причины порой «прохладных» отношений между наукой и производством?

 

Казалось бы, можно в очередной раз сослаться на глобальный экономический кризиз, что оставил свой темный след практически во всех сферах человеческой деятельности. Да еще на реформирование железнодорожной отрасли, которое постоянно перекраивает устоявшиеся связи, меняет приоритеты и заставляет предприятия и целые службы приспосабливаться к новым условиям. До науки ли здесь! Однако участники круглого стола не пошли по проторенной дорожке и постарались донести до практиков – через дорожную газету – собственное мнение на этот счет. В обсуждении острых вопросов приняли участие директор Поволжского филиала МИИТ Александр Маштаков, заместитель директора по научной работе Александр Сатаров, кандидаты технических наук Борис Юдин и Владимир Гришунин, другие преподаватели вуза.

 

А. Сатаров: Когда наступают критические периоды в развитии государств, такие как экономические кризисы или структурные перестройки, любая крупная компания ищет наиболее приемлемые пути выхода из этих непростых ситуаций. И находит их – в первую очередь, благодаря научным исследованиям. В связи с образованием компании «РЖД» и начавшейся перестройкой в железнодорожной отрасли резко возрос спрос на услуги ученых. Мы почувствовали, что Приволжская дорога заинтересована в продвижении научно-технических разработок, и наше тесное сотрудничество позволило добиться успехов во многих начинаниях. Прежде всего, это касается учебного процесса, без которого невозможна качественная подготовка любого специалиста-железнодорожника. На базе Поволжского филиала МИИТ проходят защиты кандидатских диссертаций, выходят сборники научных трудов, авторами которых являются не только студенты, аспиранты и преподаватели вуза, но и руководители Приволжской магистрали. Последние принимают участие в конференциях, проходящих в филиале, читают открытые лекции для студентов по проблемам и перспективам развития железнодорожного транспорта. Все это, безусловно, является положительными моментами в сотрудничестве дороги и транспортного вуза. Но останавливаться на достигнутом сотрудникам филиала не хотелось бы. Теоретические знания, что несут в себе лекции, семинары и научные публикации, должны иметь практическое применение. Мне запомнилась одна конференция, на которой выступали студенты старших курсов технического университета. Их работа была посвящена разработке газовых датчиков. А это прибор промышленной безопасности. Стоит ли говорить о том, как важно на железной дороге применение подобных устройств при хранении и транспортировке различных видов грузов. Вообще, различных предложений по внедрению на железнодорожных предприятиях технических новинок от нас поступает предостаточно. Потенциал вуза огромен. Практические разработки филиала МИИТ касаются всех железнодорожных хозяйств: связи, устройств СЦБ, автоматизированных рабочих мест, предрейсовой диагностики локомотивов, путевого хозяйства.

 

Б. Юдин: На базе нашего вуза создан прибор для измерения профиля пути. Изготовлено несколько опытных образцов, которыми заинтересовались Горьковская и Юго-Восточная дороги, испытания уже проходят на Октябрьской магистрали. Этот прибор является аналогом дорогостоящего немецкого устройства и нисколько не уступает последнему в качестве. К сожалению, нашей дорогой эта разработка пока не востребована.

 

Специалисты вуза готовы решить многие серьезные проблемы, связанные с содержанием и эксплуатацией железнодорожного полотна. Одна из них – паводок, разрушающий верхнее строение пути. Специальные защитные сооружения против этой напасти уже разработаны. Есть у ученых Поволжского филиала МИИТ и предложения, связанные с эксплуатацией на дороге бесстыкового пути. Задача на сегодняшний день очень актуальная, а потому должна привлечь внимание многих специалистов магистрали. Заслуживают интереса со стороны практиков и многие другие проблемы, которые находятся у нас в разработке.

 

В. Гришунин: Сегодня многие инженерные сооружения на дороге значительно изношены. Примером может служить железнодорожный мост, где проходила замена одной железобетонной опоры контактного провода. В результате, как домино, стали рушится остальные опоры: ведь предельный срок их эксплуатации не превышает пятидесяти лет, а он уже истек. В Поволжском филиале МИИТ накоплен определенный опыт исследований, связанных с устойчивостью и прочностью инженерных сооружений. Этой работой долгое время занимается лаборатория сопротивления материалов. Сегодня специалистов лаборатории интересует состояние металлических опор радиорелейных линий связи на станциях Приволжской дороги. В их компетенции дать оценку, насколько безопасна дальнейшая эксплуатация этих опор, и предложить необходимые меры.

 

Участники круглого стола не скрывали, что зачастую продвижение технического проекта затруднено всего лишь одним моментом – экономическим обоснованием работы. Проект может быть принят и одобрен руководством Приволжской дороги, начальником предприятия, но не экономистом. А между тем, практическое значение технической разработки нельзя оценивать только с точки зрения ее затратности – об этом почти в унисон говорили все участники круглого стола. По мнению ученых, дорога не меньше их самих заинтересована в результатах научных исследований и потому должна оказывать им всемерную поддержку. Потому что у отрасли, которая экономит на своем развитии, нет будущего.

 

 

Факты

 

Достижения Поволжского филиала МИИТ

 

По итогам 2008 года Поволжский филиал занял первое место по научной работе среди остальных пятнадцати филиалов МИИТ по всей сети.


Получен диплом лауреата российского конкурса измерительных лабораторий Национальной ассоциации центров охраны труда.


Получено приглашение Московской железной дороги для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Проведена аттестация около 1000 рабочих мест.


Специалисты филиала приняли участие во многих российских и международных научных конференциях.

Защищены две докторские дисертации.

 

Получен грант Российского фонда фундаментальных исследований.

 

Сдана научная работа по энергосберегающим технологиям.

Юлия Табакаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31