12 июля 2020 19:09

12 июля 2020 19:09

От Волги пошли на Запад

Именно под Сталинградом 2 февраля 1943 года произошел коренной перелом в ходе всей Второй мировой войны. Победа трудно, но необратимо зашагала на Запад... Экспонаты привезли из Москвы на довольно короткий срок, однако их успели увидеть тысячи волгоградцев и гостей города-героя. Ровно месяц временными экспонатами Волгоградского музея-панорамы «Сталинградская битва» были дорогие реликвии: Знамя Победы и один из двух орденов Победы, которыми был награжден полководец Георгий Константинович Жуков.

Именно под Сталинградом 2 февраля 1943 года произошел коренной перелом в ходе всей Второй мировой войны. Победа трудно, но необратимо зашагала на Запад...

 

 

У нас гостили

реликвии Победы

Экспонаты привезли из Москвы на довольно короткий срок, однако их успели увидеть тысячи волгоградцев и гостей города-героя.

Ровно месяц временными экспонатами Волгоградского музея-панорамы «Сталинградская битва» были дорогие реликвии: Знамя Победы и один из двух орденов Победы, которыми был награжден полководец Георгий Константинович Жуков.

 

– По инициативе совета ветеранов Волгоградского отделения дороги была организована экскурсия бывших тружеников отделения в музей-панораму,– рассказал корреспонденту председатель отделенческого совета, член ассоциации «Дети военного Сталинграда» Владимир Александрович Плющ. – Более двух часов длилась она, начавшись именно у Знамени Победы и ордена Победы, размещенных в триумфальном зале музея-панорамы. Здесь, у знамени, ветераны транспорта сфотографировались на память.

Труженики тыла Федор Михайлович Емельянов, Виктор Иванович Батраков, Дмитрий Степанович Хорев, Павел Степанович Казаджан и другие подолгу задерживались у станка из локомотивного депо Сарепта, работавшего на войну в дни Сталинградской битвы, и у макета Детской железной дороги. Уже на улице, недалеко от центрального входа, ветераны обратили внимание на привезенную рельсошпальную решетку на железобетонных шпалах и порадовались: все-таки будет стоять у стен музея, рядом с военной техникой, труженик-паровоз! В организации памятной экскурсии большую помощь оказал бывший директор народного музея волгоградских железнодорожников Олег Николаевич Кириченко.

 

 

 

Британский меч –

героям Сталинграда

Дорогой ценой была завоевана победа в городе на Волге, которому было присвоено звание героя. Десятки тысяч воинов и мирных жителей принесли в жертву свои жизни во имя этой победы.

 

Благодаря их мужеству был нанесен сокрушительный удар фашистскому агрессору. Прошли многие десятки лет после битвы на Волге, но и сегодня приятно читать поздравления глав государств-союзников из Вашингтона и Лондона, которые они прислали в адрес Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР.

«Сегодня я и мои народы присоединяемся к народам Советского Союза в искреннем воздании должного героическим качествам и великолепному руководству, благодаря которым Красная Армия в своей борьбе против наших общих врагов своими славными победами вписала новые страницы в историю, – говорится в поздравлении короля Великобритании Георга Шестого. – Для того чтобы отметить глубокое восхищение, испытываемое мной и народом Британской империи, я отдал приказ об изготовлении почетного меча, который я буду иметь удовольствие преподнести городу Сталинграду».

Почетный меч, изготовленный лучшими английскими мастерами, сегодня находится на видном месте в музее-панораме «Сталинградская битва». В далеком 1944 году два разрушенных войной города – русский Сталинград и английский Ковентри – протянули друг другу руку помощи и заключили договор об установлении побратимских отношений, которые не прекращаются и в наши дни.

 

 

 

На главной высоте России

 

Мемориалу на Мамаевом кургане уже более 40 лет, а вот храму Всех Святых, построенному на главной высоте России работниками ОАО «Приволжтрансстрой», только три года.

 

14 октября 2000 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, началось это строительство. Первое богослужение в храме прошло на Пасху 2005 года. Церковь стоит на той самой 102-й отметке, а статуя Родины-матери – чуть далее, на насыпанном специально кургане. Создание храма-памятника на Мамаевом кургане в свое время благословил патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

– Храм будет стоять, несмотря ни на какие катаклизмы, – говорит генеральный директор ОАО «Приволжтрансстрой» Владимир Иващенко. – Мамаев курган насыщен грунтовыми водами, и для того, чтобы храм стоял надежно, в основу фундамента были заложены 27-метровые сваи. И еще важный момент: когда рыли котлован под храм, то не наткнулись ни на одну косточку погибшего солдата. Братская могила – неподалеку. Противники строительства говорили, что нужно возводить храм где-нибудь подальше. Но в таком случае то был бы отдельно стоящий объект, у храма появились бы свои прихожане, а Мамаев курган остался бы ни при чем. Построив храм близ братской могилы, мы получили логическое завершение всего ансамбля мемориала.

 

 

 

Непростая

судьба вокзала

Скоро этому красивому монументальному зданию исполнится 55 лет. Пожалуй, ни у одного вокзала сети дорог нет такой славной и трагической судьбы, как у железнодорожных «ворот» Волгограда.

 

Станция Царицын появилась на карте России с приходом сюда 25 июня 1871 года первого пассажирского поезда из Борисоглебска по новой Грязе-Царицынской железной дороге. Первое здание вокзала было деревянным, а в начале двадцатого века построили кирпичное. В дни Сталинградской битвы массированные бомбежки фашистских захватчиков оставили от вокзала лишь руины. О тех жарких боях сегодня напоминают нам мемориальные доски на стенах вокзала, обращенных к перрону.

Битва завершилась 2 февраля 1943 года, а 14 марта в Сталинград после восстановительных работ прибыл первый поезд из Москвы. В июле 1943 года Сталинградский железнодорожный узел уже работал на полную мощность. Строительство нового вокзала началось лишь в 1950 году, а 2 июня 1954 года главные ворота Сталинграда распахнулись для пассажиров. Со всех концов страны поступали ценная древесина бука, дуба, чинары для оконных парапетов, наружных дверей и одной из лестниц. Для цокольного помещения и наружных лестниц был доставлен гранит, а для внутренней отделки – мрамор. Здание вокзала было возведено по проекту московского архитектора А.В. Куровского и его местного коллеги С.З. Брискина. После капитального ремонта в 1997 году здание стало еще наряднее и светлее.

Материалы подготовил

Анатолий Венецианов

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31