26 сентября 2020 16:53

26 сентября 2020 16:53

Приволжская: время идти к большим целям

«Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» как зеркало масштабных перспектив магистрали.
Есть в языке современной экономики такое понятие: ключевые регионы России. Что за ним стоит, разобраться несложно: такое сочетание географических, геополитических, экономических и прочих факторов, которое определяет не только успехи данного региона, но и создает предпосылки для движения вперед в масштабах всего нашего Отечества.

«Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» как зеркало масштабных перспектив магистрали.

Есть в языке современной экономики такое понятие: ключевые регионы России. Что за ним стоит, разобраться несложно: такое сочетание географических, геополитических, экономических и прочих факторов, которое определяет не только успехи данного региона, но и создает предпосылки для движения вперед в масштабах всего нашего Отечества.

Саратовская область – крупный промышленный, сельскохозяйственный и научный центр, а также не менее крупный транспортный узел – традиционно принадлежал и принадлежит к числу этих самых ключевых регионов страны. Причем развитие транспортной системы, представленной во всем ее многообразии (железнодорожный, автомобильный, авиационный, речной, трубопроводный транспорт), всегда «догоняло» прогресс в других отраслях экономики. Сегодня – пожалуй, впервые – наступает время, когда транспортная инфраструктура Саратовской области и соседних регионов Поволжья должна развиваться опережающими темпами. Иначе через какой-нибудь десяток лет – да что там десяток, гораздо раньше! – мы безнадежно закупорим транспортные артерии страны потоком грузов, возросшим в десятки раз.

 

На финишной прямой

 

Говоря о транспортной системе региона и ее огромной роли в развитии экономики, мы имеем в виду прежде всего транспорт железнодорожный, на долю которого в Саратовской области приходится свыше 90 процентов перевозок грузов (сельскохозяйственных и промышленных товаров, сырья и строительных материалов, нефтепродуктов и т.д.) и около 40 процентов пассажирооборота. Однако этим «местным эффектом» значение Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» отнюдь не исчерпывается. Ведь именно здесь, на земле саратовской, встречаются и скрещиваются два великих транспортных пути современной России: из Кузбасса – к портам Азово-Черноморского региона и с Севера – на Юг, к тем же Азовскому и Черному морям, в Казахстан и республики Средней Азии. Объемы транзитных железнодорожных грузовых перевозок на этих жизненно важных направлениях постоянно повышаются, и эта тенденция в ближайшие годы не только сохранится, но будет нарастать.

 

Вот почему региону как воздух необходима современная развитая железнодорожная инфраструктура, полностью обеспечивающая растущие потребности грузоотправителей и пассажиров. Это хорошо понимает правительство Саратовской области, заключившее в 2006 году с ОАО «Российские железные дороги» Соглашение о взаимодействии. Это, конечно же, понимают руководители Приволжской магистрали, которые вместе с различными службами дороги провели громадную работу по подготовке «Стратегии развития Павел Ипатовжелезнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года». Понимают необходимость коренной модернизации «государствообразующей» отрасли и на самом федеральном «верху»: 17 июня 2008 года «Стратегия-2030» утверждена Правительством Российской Федерации, превратившись для всех нас из программного документа в руководство к действию.

В числе первоочередных задач, поставленных «Стратегией» перед Саратовским регионом и Приволжской железной дорогой, – строительство вторых путей с одновременной электрификацией на участке Сенная – Громово, обводного железнодорожного пути Саратовского узла и мостового перехода через реку Волгу в Саратове. И если первый из этих проектов – огромная работа протяженностью в несколько лет – уже близится к финалу (в октябре 2008 года полностью электрифицированный двухпутный участок Сенная – Громово протяженностью 127,8 километра планируется сдать в эксплуатацию), то остальные – дело будущего. Будущего, которое предстоит строить сообща Приволжской магистрали и одному из ключевых регионов России – Саратовской области.

 

Финансирование строительства вторых путей и электрификации участка Сенная – Громово осуществляется централизованно. Только в 2008 году на проведение завершающего этапа работ ОАО «РЖД» было выделено 6 миллиардов рублей.

 

– Реализация этого проекта позволит организовать на нашей магистрали скоростное железнодорожное движение на всем направлении от Самары до Волгограда, – пояснил главный инженер Приволжской железной дороги Александр Смородин. – Более чем в два раза увеличится грузопоток, идущий через станцию Сенная, а ее пропускная способность возрастет с 32 до 123 пар грузовых поездов в сутки. Также можно будет увеличить и максимальную скорость движения пассажирских поездов до 160 километров в час, что, естественно, скажется на повышении качества обслуживания пассажиров и даст дополнительный стимул к развитию туристического бизнеса в регионе. К тому же участок Сенная – Громово является частью железнодорожного коридора Сызрань – Новороссийск, а этот коридор – кратчайшая дорога на одном из основных направлений сети, обеспечивающем пропуск поездов из Кузбасса к азовским и черноморским портам. Таким образом, с окончанием работ на участке Сенная – Громово и строительством вторых железнодорожных путей от станции имени Максима Горького до станции Котельниково в Волгоградской области и далее до станции Тихорецкая (ориентировочно к 2011 году) весь транспортный коридор от Сызрани до Новороссийска будет полностью готов к скоростному движению поездов на электротяге. Промышленные зоны Дальнего Востока и Урала, с одной стороны, и побережье Азовского и Черного морей, с другой стороны, станут ближе друг к другу.

 

Вокруг – быстрей и безопасней

Александр Смородин

Немаловажную роль в развитии скоростного движения на Приволжской будет играть и строительство обводного железнодорожного пути вокруг Саратовского узла.

Первая очередь обвода – участок Липовский – Курдюм – была построена еще в 1990 году. Но в дальнейшем, из-за падения объемов перевозок, работы по проектированию и строительству были прекращены. Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Рост грузоперевозок в регионе требует значительного увеличения пропускной способности, чего станция Саратов-1, в ее сегодняшнем виде, обеспечить не способна. Развивать же ее инфраструктуру и подходы к ней практически невозможно из-за плотной городской застройки, со всех сторон обступившей «столичную» станцию дороги. Да и город станет чище, вздохнет свободней, если убрать из него основные грузовые потоки.

Поэтому одной из приоритетных задач как для Саратовской области, так и для Приволжской железной дороги является строительство обводного железнодорожного пути Татищево – Ивановский. Ориентировочная стоимость этого перспективного проекта – свыше 11 миллиардов рублей. А завершить работы по строительству планируется до 2015 года.

По мнению Александра Смородина, ввод в эксплуатацию обводного железнодорожного пути позволит свободно пропускать возрастающие объемы грузов, идущих транзитом через Саратовскую область, а также освободит при этом Саратовский узел для полноценной работы пассажирского комплекса.

 

– У железнодорожников появится возможность развивать пассажирские перевозки в дальнем и пригородном направлениях, – объясняет главный инженер Приволжской. – Кроме того, в результате реализации этого проекта нефтеналивные, химические и другие опасные грузы будут выведены за черту города, что, конечно же, укрепит безопасность жителей Саратова и снизит экологические риски.

 

– Сегодня мы уже начали реализовывать этот проект, – комментирует ситуацию губернатор Саратовской области Павел Ипатов. – Институт «Саратовжелдорпроект» ведет разработку технико-экономического обоснования строительства железнодорожного обвода Саратовского узла. Проведены изыскательские и топографические работы, определена трасса строительства обводного пути на участке Татищево – Ивановский протяженностью 53 километра – с усилением железнодорожного участка Липовский – Курдюм. Проект трассы рассмотрен на комиссии при управлении Приволжской железной дороги и утвержден ее начальником. По предложению ОАО «РЖД» был проведен расчет тяговой мощности на имеющихся подъемах трассы, и в настоящее время материал направлен на рассмотрение в ОАО «РЖД». До конца года на эти работы областью будет выделено порядка 40 миллионов рублей.

 

Таким образом, региональная власть не меньше железнодорожников заинтересована в строительстве обводного пути, в том числе и потому, что она вкладывает в него средства собственного бюджета.

 

Берега становятся ближе

 

То же самое можно сказать еще об одном важном пункте «Стратегии»: строительстве мостового перехода через реку Волгу в Саратове. alt

Дело в том, что существующий железнодорожный мост является одним из элементов транспортного коридора «Север – Юг», связывая заволжские районы Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также республики Средней Азии и Казахстана с Центральной Россией. Кроме того, мост выполняет роль связующего звена между Саратовским железнодорожным узлом и внеклассной сортировочной станцией сетевого значения Анисовка. Его длина – 1800 метров, а построен он был еще в прошлом столетии, в 1929 – 1934 годы, по проекту мостового бюро Народного комиссариата путей сообщения. Соответственно, нормы проектирования – образца 1925 года. По грузоподъемности мост отнесен к пятой, самой низкой категории.

 

В связи с увеличением веса грузовых поездов, а также интенсивности движения по саратовскому железнодорожному мосту Приволжская дорога ранее уже принимала меры по увеличению грузоподъемности моста и скорости движения по нему. На протяжении последних двадцати лет были усилены наиболее слабые элементы пролетных строений, мостового полотна, опор. Сейчас грузоподъемность моста соответствует требованиям, предъявляемым к сооружениям третьей категории грузоподъемности. Однако возможности дальнейшего увеличения пропускной способности мостового перехода исчерпаны, в то же время затраты на усиление конструкций сопоставимы с полной заменой пролетных строений.

 

В связи с ожидаемым ростом грузопотока из Казахстана в центральные районы России через Саратовскую область руководство Приволжской магистрали считает, что строительство железнодорожного моста через Волгу в двухпутном варианте в современных условиях развития экономики России и области просто необходимо.

По словам главного инженера дороги Александра Смородина, движение поездов по старому железнодорожному мосту у города Саратова остается проблемным: проявляются дефекты усталостного характера в пролетных строениях.

– Дорогой проведена разработка технико-экономического обоснования строительства нового моста в период с 2009 по 2012 год, – рассказывает он.
– Проектные работы предполагается провести в 2009 – 2010 годах и в 2010-м начать строительство. Общий объем финансирования на период с 2009 по 2012 год составит более 7 миллиардов рублей.

 

Названные проекты – только часть из того, что предстоит осуществить на территории Саратовской области для развития железнодорожного транспорта. И, по мнению губернатора Павла Ипатова, «Стратегия-2030», рассчитанная на два десятилетия вперед, полностью отвечает требованиям растущей экономики области:

– Сегодня все понимают, что без развития железнодорожного транспорта не может развиваться ни одна отрасль региона: ни металлургия, ни машиностроение, ни строительный комплекс, ни сельское хозяйство. Поэтому очень важно, чтобы развитие железнодорожного транспорта опережало развитие хозяйства области. Через Саратовскую область проходят трансконтинентальные коридоры, по которым движутся транспортные потоки с запада на восток, с севера на юг. Пересекаясь на территории нашей области, они образуют мультимодальный транспортный узел. А географическое положение Саратовской области благоприятно для развития мощной транспортной системы. Правительство области примет участие в долевом финансировании железнодорожных объектов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. И полагаю, что не только правительство области.

Марина Четверикова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31