13 июля 2020 22:48

13 июля 2020 22:48

Ершов – Аткарск: рокировка в длинную сторону

В 2006 году, в соответствие с программой реформирования локомотивного хозяйства компании, на Приволжской магистрали завершилось объединение локомотивных депо Аткарск и Ершов, фактически – передислокация первого на базу второго. В Заволжье, где для перевозки грузов и пассажиров используется (и еще долго будет использоваться) только тепловозная тяга, необходимо было создать крупное базовое предприятие по ремонту и эксплуатации тепловозов.
В 2006 году, в соответствие с программой реформирования локомотивного хозяйства компании, на Приволжской магистрали завершилось объединение локомотивных депо Аткарск и Ершов, фактически – передислокация первого на базу второго. В Заволжье, где для перевозки грузов и пассажиров используется (и еще долго будет использоваться) только тепловозная тяга, необходимо было создать крупное базовое предприятие по ремонту и эксплуатации тепловозов. Так что усиление Ершовского депо, в которое, кроме аткарского потенциала, влились еще мощности и, отчасти, специалисты бывшего опытного завода путевых машин, оказалось как нельзя более кстати. В то же время и богатый опыт ОЗПМ – в недавнем прошлом одного из авторитетнейших железнодорожных предприятий не только на Приволжской, но, пожалуй, в масштабах всей сети, – оказался востребован. История завода – на новом своем витке – продолжается сегодня в Аткарске на базе бывшего локомотивного депо и во многом его работниками. Правда, под новым именем – специализированной путевой машинной станции № 335, структурного подразделения недавно созданной дорожной дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин.

Рокировка даже на шахматной доске – далеко не такой простой ход, как это может показаться со стороны: необходимо просчитать его последствия на много шагов вперед, чтобы в конце концов не оказаться битым. Что же говорить о том, когда меняются местами огромные предприятия, расположенные за сотни километров друг от друга?! И ведь речь идет не просто об их физической передислокации, а об одновременной глобальной реконструкции их баз, обновлении технологий в соответствии с новыми задачами, перемещении и переобучении персонала, о сохранении социальных гарантий сотням железнодорожников, и так далее и тому подобное. Словом, не случайно этот глобальный инвестиционный проект считается сегодня одним из самых крупных на Приволжской железной дороге. И одним из наиболее перспективных, конечно. Учитывая грядущее нарастание грузопотока, масштабную «рокировку» на Саратовском отделении дороги можно назвать смелым, но единственно верным решением. Она сделана с дальним прицелом.

В канун четырехлетия ОАО «РЖД» корреспонденты дорожной газеты побывали в Ершове и Аткарске, чтобы посмотреть, как идут перемены, каковы их первые итоги.

 

Ремонтная база для всего левобережья

Молодой специалист Владимир Прокофьев, заместитель начальника ремонтного локомотивного депо Ершов по качеству (в центре) обсуждает с мастером и слесарем заготовительного цеха ремонт гидромеханического редуктора.На момент моего приезда в Ершовское локомотивное депо приказ начальника дороги о его разделе на два предприятия – ремонтное и эксплуатационное – еще не был подписан. Хотя необходимость этого нового этапа реформ, как говорится, давно витала в воздухе. Сегодня уже известно, что раздел предприятия полностью завершен. Начальником эксплуатационного локомотивного депо Ершов, коллектив которого будет заниматься перевозочным процессом, назначен Николай Лукьяненко, раннее руководивший всем предприятием; ремонт тепловозов 2ТЭ10 возглавил бывший главный инженер Саратовского локомотивного депо Дмитрий Смирнов.
Однако очередные структурные перемены и кадровые перестановки никак не приостановили глобального обновления, которое началось почти два года назад и сегодня меняет предприятие буквально на глазах. Строятся новые производственные цеха, идет капитальный ремонт помещений бывшего ОЗПМ, а на уже действующих ремонтных участках устанавливается новое технологическое оборудование. Окончательное завершение капитальной реконструкции ремонтного депо Ершов, которое нынче приобретает не только дорожное, но и сетевое значение, намечен на 2010 год.


Перспектива: 360 и больше

Практическое значение происходящих перемен таково: после ввода в эксплуатацию всех вновь строящихся и ремонтируемых цехов в ремонтном локомотивном депо Ершов будут вести все виды ремонта тепловозов – от ТР-2 до среднего. Впрочем, потенциал предприятия не исчерпывается и этим: если дооснастить его необходимым оборудованием, оно сможет выполнять и объем заводского ремонта локомотивов.
Это, повторюсь, в будущем, нынче же средняя мощность депо – 86 ремонтов в год, и в основном это текущий ремонт второго цикла. Хотя уже сейчас работники предприятия выполняют, хоть и в малых объемах, текущий ремонт третьей ступени, а также средний. После полной реконструкции ершовцы смогут ремонтировать 360 и более локомотивов в год. Не только с родной Приволжской и Северо-Кавказской дороги, как сейчас: планируется, что предприятие должно стать ремонтной базой всего Левобережья – от Волги до самого Урала.

 


Все по плану, планы – в работе


Заместитель начальника дороги по локомотивному и вагонному хозяйству Александр Заставной и заместитель начальника локомотивной службы по ремонту Дмитрий Кошельков осматривают рабочее место по ремонту цилиндрических гильз.Производственные цеха бывшего опытного завода путевых машин стали для нового ремонтного локомотивного депо Ершов основной производственной базой: она-то сегодня и стала объектом основательной реконструкции.
За неполные два года здесь уже отремонтировано несколько цехов, которые сейчас работают на полную мощность. Среди них – заготовительный. В просторном, светлом помещении полным ходом идет ремонт редукторов, промежуточных валов, промопор, вертикальных передач, водяных насосов. Все работы ведутся согласно регламенту в объеме текущего ремонта третьего цикла. Этот цех работники депо называют сердцем предприятия. Также полностью отремонтирован и механический цех, где ведется непосредственная подготовка к ремонту. Это вспомогательное подразделение, которое снабжает остальные участки необходимым оборудованием.
Немного мрачновато выглядит дизельный цех. До него капитальный ремонт еще не дошел, но дойдет обязательно – в 2008 году. Сегодня здесь размещаются два участка: дизельный и электромашинный. Но со временем, по мере расширения депо, каждый из них переберется в новые помещения, и ремонт поршневой группы, газоусилительных механизмов, топливных систем будет производиться отдельно от ремонта генераторов тепловозов.
В экипажном цехе полным ходом идут работы по среднему и текущему ремонту третьего цикла тележек с колесно-моторными блоками.

Но главное подразделение ремонтного локомотивного депо Ершов – это цех № 1 (так он зовется по паспорту БТИ), цех текущего и среднего ремонта. Сейчас к нему делают пристройку, в результате цех «вырастет» в длину до 140 метров. Именно на этом участке будет производиться общая сборка тепловозов после агрегатного ремонта. Здесь уже установлен 32-тонный кран, способный поднять целиком собранный, отремонтированный дизель вместе с генератором. А чтобы сюда могли беспрепятственно подходить 120-тонные тепловозы, в этом году к цеху были проложены два новых подъездных пути вместо прежних, рассчитанных на более легкую путевую технику. Осталось произвести отделочные работы, протянуть системы водоснабжения и отопления, канализацию и электричество – и сдать цех, что называется, под ключ. Этот самый «ключ» локомотивщики – а вместе с ними и вся Приволжская дорога – планируют получить к новому 2008 году. Что ж, отличный будет подарок самим себе!
Но и это далеко не все, что предстоит отремонтировать, построить и пустить в дело на вновь образованном предприятии. На территории в 4000 квадратных метров – именно такую площадь занимает сегодня ремонтное депо – до 2010 года планируется ввести цеха ТО-3, ТР-2, пристройки под мойку дизелей и тележек тепловозов, а также покрасочный, обмывочный цеха и пункт реостатных испытаний. И все это будет представлять собою единый ремонтный комплекс, равного которому до сих пор на дороге еще не было.

 


Реконструкция завязана в узел

До настоящего времени станция Ершов не была рассчитана на пропуск большого количества грузов, тем более – длинносоставных поездов. Однако в современных условиях мириться с этим больше нельзя. Не умещаясь на приемоотправочных путях, поезда занимают стрелочную улицу, а это – прямая угроза безопасности движения. И если, как уже было сказано, масштабная реконструкция локомотивного депо связана в первую очередь с прогнозируемым увеличением грузопотока в направлении Запад – Восток, то серьезная реконструкция станции Ершов требовалась никак не меньше.
Сегодня она здесь идет полным ходом. В четной горловине основной объем работ по увеличению полезной длины приемоотправочных путей уже выполнен, в нечетной горловине они еще ведутся. В общей сложности будет увеличена длина шести путей, каждый их которых достигнет 1000 погонных метров. Завершить реконструкцию станции предполагается тоже к концу 2007 года, после чего ее пропускная способность больше не будет тормозом дальнейшего развития Ершовского железнодорожного узла.

 


Новым технологиям – новые кадры


Первый заместитель начальника дороги Сергей Иванов обсуждает перспективы реконструкции депо с руководством Приволжской магистрали.Трудно сравнивать ремонтные работы, которые велись в локомотивном депо Ершов в прошлые годы, с технологиями, внедряемыми сегодня: это совершенно разные уровни производства. Долгое время предприятие специализировалось только на ТО-3 и ТР-1. Затем прибавился более серьезный текущий ремонт второго цикла. И вот теперь, с переводом за Волгу ремонтной базы Аткарского локомотивного депо, разрастающееся и усиливающееся предприятие в скором времени предстанет перед компанией в совершенно в новом обличье.
Вместе с производством из Аткарска переехали в Ершов и перспективные, квалифицированные специалисты. Среди них много молодежи, которой в течение года на новом месте жительства были предоставлены квартиры. Сегодня на предприятии работают 472 человека. Это слесари, токари, фрезеровщики, крановщики и многие другие мастера-золотые руки, а также инженерно-технические работники. Многим аткарчанам, а также работникам бывшего ОЗПМ, перешедшим в локомотивное депо, приходится переучиваться, менять специализацию, повышать квалификацию. Конечно, это огромная работа не только для самих людей – для дороги тоже. Но она необходима, она ведется целенаправленно и планомерно, а потому должна дать результаты. Уже дает!

– Передислокация ремонтной базы Аткарского локомотивного депо в Ершов произошла не случайно, – говорит заместитель начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Геннадий Нелипа. – Левобережье, по планам компании, еще не скоро будет электрифицировано, так что все заволжские направления пока будут обслуживать тепловозы. Им нужна фундаментальная, крепкая ремонтная база. В ближайшем будущем на этом направлении грузопоток будет возрастать, а значит и количество локомотивов на теплотяге, требующих качественного ремонта, увеличится. Вот и было принято решение наладить такой ремонт в Ершовском локомотивном депо. То, что здесь сегодня делается, можно назвать подлинной революцией, благодаря которой локомотивное хозяйство сети получит мощное депо, способное ремонтировать тепловозы не только Приволжской магистрали, но и близлежащих дорог. Причем налицо не только интересы нашей компании, но и региона: для Ершова вполне реальна перспектива стать крупным промышленным центром Заволжья, а это – новые рабочие места, развитие инфраструктуры города и района, просто другой уровень жизни.
…Что ж, революция так революция. И хотя это слово обычно воспринимается как синоним больших потрясений – безусловно, здесь мы имеем редкий случай, когда эти потрясения не разрушительны, а как раз наоборот.


Сергей Иванов, первый заместитель начальника дороги:

– Руководство Приволжской магистрали вышло с инициативой создать на базе локомотивного депо Ершов мощного комплекса по ремонту тепловозов. Компания эту инициативу поддержала. В перспективе коллектив ремонтного депо будет заниматься и тяжелым ремонтом, и в то же время проводить локомотивам текущий осмотр второй ступени.
На комплексное развитие депо компания выделяет порядка 800 миллионов рублей. На сегодняшний день 160 миллионов уже освоено, поэтому в текущем году дополнительно выделено еще 80 миллионов. Благодаря этим серьезным денежным инвестициям и, конечно, труду самих локомотивщиков Ершовское ремонтное депо должно стать одним из базовых, которое полностью закроет потребности дороги в ремонте тепловозов. На втором этапе будут сделаны крупные вложения в развитие пункта технического обслуживания локомотивов, который тоже оснастим на современном уровне – и техникой, и подготовленными людьми. В общем, перспективы у этого депо очень серьезные.

 

 

Марина Четверикова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31