13 июля 2020 04:56

13 июля 2020 04:56

Ах, аткарский вокзал, ты - моё отечество

Железнодорожный вокзал в моём маленьком городе – место совершенно особое. Его невозможно обойти стороной. Он притягивает, словно магнит, и даже если ты никуда не уезжаешь и тебе некого встречать, то, проходя мимо, обязательно заглянешь сюда. Не случайно у аткарчан есть такое выражение – «пройдём через вокзал». Зачем? А чтобы зарядиться положительной энергией, острее почувствовать пульс жизни, прогресса, чтобы сладко сжала сердце ностальгия по давно прошедшему, чему вокзал был свидетелем…

Железнодорожный вокзал в моём маленьком городе – место совершенно особое. Его невозможно обойти стороной. Он притягивает, словно магнит, и даже если ты никуда не уезжаешь и тебе некого встречать, то, проходя мимо, обязательно заглянешь сюда. Не случайно у аткарчан есть такое выражение – «пройдём через вокзал». Зачем? А чтобы зарядиться  положительной энергией, острее почувствовать пульс жизни, прогресса, чтобы сладко сжала сердце ностальгия по давно прошедшему, чему вокзал был свидетелем…

Сколько самых разных людей, знаменитых и не очень, ступали на этот перрон и, окидывая взглядом вокзал – лицо города, – отмечали его «не общее выраженье»! Сколько свиданий видели эти огромные круглые вокзальные часы с надписью «Стрела» на циферблате, сколько человеческих судеб они соединили! Наверное, это смешно – объясняться в любви вокзалу, но не для аткарчан. В нашем городе  вокзал не только ворота города: это окно в большой мир, центр культуры, центр Вселенной.

 

 

Так было

 

По должности Антонина Ивановна Никитина – дежурная по залу, а по сути – гостеприимная хозяйка, которая ответит на любой вопрос пассажира.Строительство Рязано-Уральской железной дороги кардинально изменило жизнь маленького уездного Аткарска. В конце девятнадцатого века началось бурное развитие промышленности и торговли, появились торговые ряды, уличное освещение, первые каменные мостовые и первые кирпичные строения. В 1894 году взамен старого деревянного был сдан в эксплуатацию новый двухэтажный краснокирпичный вокзал. Проектировал здание архитектор службы пути старший инженер Пётр Митрофанович Зыбин, автор проектов вокзалов на станциях Ртищево, Салтыковка, Курдюм и Саратов (старый вокзал, ныне не сохранившийся). Выполненные в стиле «русского модерна», они и сегодня впечатляют изысканностью архитектурных решений.

Площадь Аткарского вокзала вместе с подвальным помещением составляет 1688 квадратных метров. Толщина стен – около метра. Внутри них смонтирована система отопительных каналов, по которым тёплый воздух поднимался от подвальных печей, обогревая все здание. Междуэтажное перекрытие, перемычки над оконными и дверными проёмами выполнены из древесины хвойных пород. Для внутренней отделки, плиточных полов использовались новомодные для той эпохи и, как показало время, очень качественные материалы, ибо срок их службы перешёл вековой рубеж.

 

Вокзал сразу же стал центром городской культуры. Оно и понятно, ведь самые свежие новости из Саратова и Москвы была здесь! Поезда стояли на станции подолгу: надо было заправиться углём и водой, освободиться от топливных шлаков, проверить техническую готовность паровоза. Барышни и кавалеры, столичные и губернские, прогуливаясь в ожидании по перрону, невольно становились для любознательных аткарчан источником информации и культуры поведения. Провинциальные модники перенимали у пассажиров новинки в одежде, причёсках, манерах. На вокзал ходили, чтоб «на людей посмотреть и себя показать». Из дальних деревень уезда ехали полюбоваться роскошным вокзалом, поглазеть на пассажиров, услышать вокзальный колокол, возвещающий о прибытии и отправлении поездов. Наиболее состоятельные граждане любили посещать вокзальный ресторан, подолгу сиживали у огромных окон, попивая чай, а то и что-нибудь покрепче…

 

Впрочем, были в истории аткарского вокзала и менее благостные времена. В голодные годы – 1921-й, 1933-й – годы вокзал был переполнен беженцами. Железнодорожники валились с ног в тщетных попытках поддержать санитарный порядок, хоть как-то помочь несчастным измученным людям.

В годы репрессий подвальные помещения вокзала использовали как камеры для арестованных, которых привозили в спецвагонах из других районов области: в конце тридцатых годов прошлого столетия именно в Аткарске заседала одна из печально известных «троек». С тех времен сохранились камеры с прорезанными в дверях окошечками и смотровыми глазками. 

В годы Великой Отечественной войны с аткарского вокзала уезжали на фронт наши земляки, станция ежесуточно пропускала десятки эшелонов с живой силой, техникой и боеприпасами, всем необходимым «для фронта, для Победы». Работники вокзала день и ночь поддерживали огонь в титанах, чтобы оделить кипяточком всех проезжающих. Работали порою сутками, без выходных. Разгружали санитарные эшелоны и отправляли в аткарские госпиталя раненных бойцов, встречали эвакуированных и беженцев, отправляли отставших от поезда, помогали отыскивать потерявшихся, оказывали порой не только информационную, но и первую медицинскую помощь, обеспечивали отдых паровозным бригадам. И возвращавшихся с триумфом победителей «ворота города» тоже встречали первыми…

 

В течение последующего полувека внешний вид вокзал не претерпел никаких глобальных изменений. Правда, ремонтировался регулярно, совершенствуя системы коммуникаций, отопления, освещения. И ассортимент услуг для пассажиров, конечно, расширял: уже не только билетная и информационная служба, ресторан да буфет – появились комната отдыха и комната матери и ребёнка, отделения сбербанка, почтовой и телеграфной связи, медпункт и парикмахерская, багажное отделение и автоматические камеры хранения. Вокзал в полной мере выполнял своё предназначение – обеспечивать пассажирам все возможные удобства. Но годы брали своё, и обычный косметический ремонт уже не мог решить скопившиеся проблемы, которые можно было назвать одним общим печальным словом – старость…

 

 

Так есть

 

Дежурный администратор вокзальной гостиницы Наталья Никитина точно знает: никто из постояльцев не ушел от них в плохом настроении.В 2001 году начался капитальный ремонт вокзала. Задача была поставлена нелегкая: обновить все, что возможно, и при этом не «сломать» архитектурный стиль здания. В том же году начальником вокзала станции Аткарск был назначен Вячеслав Маркелов, потомственный железнодорожник, дипломированный инженер-движенец. Самый большой и сложный ремонт в истории Аткарского вокзала достался ему. Впрочем, судьба Вячеслава Петровича вряд ли могла бы распорядиться лучше: его отчий дом, в котором вырос, стоит на привокзальной площади. «Вокзал – моя судьба, – говорит он. – Здесь родился, здесь и сгодился».

Ремонт длился три года. Начался он с частичной замены конструкций крыши и полной замены железной кровли оцинкованной сталью. Затем деревянные оконные рамы заменили пластиковыми и, сняв с наружных стен несколько старых слоёв штукатурки, вновь заштукатурили и зашпатлевали современными растворами. Новая цветовая гамма вокзала – сочетание белого и зелёного. В тон подобрана облицовочная плитка, которой выложен цоколь здания, и тротуарная – на перроне и привокзальной площади.

Поставленная задача была с честью выполнена: здание вокзала после ремонта великолепно сохранило свой первоначальный архитектурный облик. Но внутри ничто теперь не напоминает старый вокзал: это совершенно новый, современный интерьер, при создании которого использованы самые новейшие технологии и материалы. Здание стало, кажется, намного просторней и светлее. На первом этаже расположены пассажирский зал, рассчитанный на триста человек, билетные кассы, парикмахерский салон с услугами косметолога и визажиста, ресторан, служебные помещения. На втором – единственный в городе гостиничный комплекс на 25 мест: девять комнат с улучшенными условиями проживания и два номера «люкс». К услугам гостей здесь же – мини-кафе, где вам предложат горячий чай, кофе, товары первой необходимости.

 

Каждые сутки станция Аткарск принимает двадцать пар пассажирских поездов дальнего следования, десять пар пригородных поездов, плюс еще одна пара – экспресс-поезд. Первой встречает их пассажиров Антонина Никитина – дежурная по залу, но это по должности, по сути же – гостеприимная хозяйка. Несмотря на то, что в пассажирском зале имеются  справочная служба, информационная установка, электронное табло общего пользования, двенадцать информационных стендов, люди в первую очередь обращаются к ней.

– Никакая электроника не поможет, когда человек расстроен или спешит, –  говорит Антонина Ивановна. – Особенно сложно ориентироваться людям пожилого возраста, сельским жителям и тем, кто впервые прибыл на наш вокзал. В толпе таких людей разглядеть очень просто, и я сразу же спешу к ним.

Просто – для Антонины Ивановны, учитывая её двадцатипятилетний стаж работы на вокзале. А на самом деле времени, чтобы спокойно «дойти до каждого пассажира», Никитиной, конечно, не отпущено, ведь в её обязанности входит и дежурство на перроне, и объявления о прибытии и отправлении поездов. Но выглядеть уставшей она себе не позволяет. Всегда подтянутая, аккуратная, вежливая; строгий взгляд, чёткая конкретная информация, неподдельное внимание и участие – и всё, конфликтной ситуации как не бывало.

 

«Домашний вокзал» – так называют его те, кто уже не раз останавливался на отдых в гостиничном комплексе вокзала. Записи в журнале отзывов – лучшая характеристика работающих здесь людей. «Спасибо за чуткость, за внимание, за умение разрулить проблему. Всегда буду вспоминать аткарский вокзал только добром. Простите меня за грубость и резкость». «Моя жизнь – вечные командировки. Но всякий раз, покидая аткарский вокзал, ловлю себя на мысли, что очень хочу вернуться». Таких журналов, полных благодарностей и теплых слов (бывает, даже стихи пишут), здесь хранится уже несколько томов. Не всех авторов помнит Наталья Никитина, дежурный администратор, но что ни один человек не ушёл от них в плохом настроении – это она знает наверняка. В гостинице останавливаются разные люди и по разным причинам, но каждый нуждается в участии, в добром слове. И в помощи, даже если она не предусмотрена прейскурантом.

– Нам приходилось и квартиру подыскивать для гостя, решившего остаться в нашем городе, и среди ночи добывать детское питание, и пристраивать в добрые руки собаку пассажира, попавшего в больницу, – рассказывает Наталья Владимировна. – А как иначе? Ведь во всех случаях речь идет о людях, попавших в трудную ситуацию в незнакомом городе, и мы оказываемся единственными, кто может им помочь.

Я бы добавила: не только могут помочь, но и искренне хотят этого.

 

 

Так будет

 

Он удивительно красив и уютен, наш маленький вокзал.Новый виток в истории «ворот города» начался с созданием дирекции железнодорожных вокзалов – «дочки» ОАО «РЖД». Основная задача теперь – сделать вокзалы самостоятельным звеном в структуре российских железных дорог, превратить их в современные конкурентоспособные предприятия, способные строить высокоприбыльный бизнес на развитии услуг для пассажиров, да и не только для них. Начальникам вокзалов переданы широкие полномочия, благодаря которым аткарский вокзал должен вновь стать, как на заре своей юности, культурным центром города. 

У Маркелова – «планов громадьё», и его инициативе есть где развернуться. Площади позволяют проводить на вокзале творческие выставки и рекламные показы, конференции и семинары, оказывать населению множество дополнительных услуг. С этой целью уже ведутся переговоры с аткарскими предпринимателями о работе массажного салона, о возвращении былой славы дорожному ресторану, о создании мини-маркета на привокзальной площади. А еще мечтает Вячеслав Петрович создать на вокзале сервис-центр, где можно будет заблаговременно забронировать билеты на поезд или гостиничный номер в любом городе, снять копии с документов, воспользоваться факсимильной связью, электронной почтой и Интернет-услугами, пополнить счёт на мобильном телефоне, заказать туристические путёвки и удовлетворить множество других потребностей современного человека. Несомненно, будут востребованы у аткарчан тренажёрный зал и фитнес-клуб, салоны компьютерных игр, кино и прессы, детская комната и комната психологической разгрузки…

 

Коллектив аткарского вокзала не сомневаются, что всё это у них будет, причём в очень недалёком будущем. А это значит, что обновлённому и помолодевшему вокзалу суждены «многая лета», чего и пожелал ему епископ Саратовский и Вольский Лонгин, тоже воспользовавшийся услугами «железнодорожной» гостиницы при посещении Аткарска.

…Он удивительно красив и уютен, наш маленький вокзал. Его не портят капризы природы. Он одинаково величественен и ранней весною на фоне сверкающего голубого неба, и суровой зимой – в снежном кружеве своих карнизов, арок и башенок. Сквозь холодные осенние дожди тепло и приветливо светятся его окна, а в жаркий летний полдень здесь всегда прохладно.

Ах, аткарский вокзал, ты для нас – как Арбат для коренного москвича: и призвание, и признание, и почти религиозный культ. Ты – наше малое отечество!

 

Ольга Капитонова,

Аткарск

 

 

 

 

 

 

 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31