11 июля 2020 11:19

11 июля 2020 11:19

От тряски на волах - к "бархатному" пути

Палласовской дистанции пути исполнилось 100 лет. К началу двадцатого века от озера Эльтон до Покровска уже давно пролегал соляной тракт. Круглые сутки непрерывным потоком шли по нему повозки с солью; кто-то ехал на лошадях, а кто-то и на волах. Через каждые шесть километров стояли колодцы, чтобы можно было напоить скот, через тридцать километров – заезжие дворы, где могли отдохнуть и поесть и сами возчики, и их четвероногие помощники.

Палласовской дистанции пути исполнилось 100 лет.

 

К началу двадцатого века от озера Эльтон до Покровска уже давно пролегал соляной тракт. Круглые сутки непрерывным потоком шли по нему повозки с солью; кто-то ехал на лошадях, а кто-то и на волах. Через каждые шесть километров стояли колодцы, чтобы можно было напоить скот, через тридцать километров – заезжие дворы, где могли отдохнуть и поесть и сами  возчики, и их четвероногие помощники.

Однако необходимость строительства железной дороги в Заволжье ощущалась все больше и больше. При проектировании хотели проложить железный путь прямо по действующему тракту, но хозяин его, купец Долгов, не согласился. Договорились, что «железка» пройдет не ближе, чем за десять верст от наезженной дороги.

Строительство велось в несколько этапов, рабочих привлекали из Тамбовской, Пензенской, Самарской губерний. На строительстве железной дороги хорошо платили, хорошо кормили, не было недостатка в кормах для скотины – все это способствовало притоку рабочей силы.

 

В верхнем строении пути использовались рельсы типа IV весом 24 килограмма, непропитанные шпалы, кленовые подкладки, песчаный балласт из Эльтонского карьера. Протяженность новой дистанции пути была 171 километр, и состояла она из десяти околотков. На каждом околотке – три рабочих отделения по шесть километров, в середине каждого – казармы для путевых рабочих и обходчиков. Переезды через путь в одном уровне тоже имелись на каждом околотке, и все они охранялись в четыре смены. Путевые обходчики тоже работали в четыре смены. На каждый километр в отделении приходилось трое рабочих, то есть всего 18 человек, плюс бригадир пути.

Во время Великой Отечественной войны ремонт пути на участках Палласовской дистанции практически не проводился. Скорость движения поездов упала до 25 километров в час. И только после войны, начиная с 1948 года, на состояние путевого полотна обращают особое внимание, стараются внедрять новые технологии укладки пути, а главное, усовершенствованные типы рельсов, способных выдержать не одну сотню тонн грузов.

 

Сегодня на Палласовской дистанции уложены рельсы типа Р-65 на железобетонных шпалах. А последние годы путейцы уделяют большое внимание новейшим технологиям – переходу на бесстыковой путь. Это поможет не только увеличить скорость поездов до 120 километров в час, но и сделать движение более надежным, безопасным. 

 

Александр Овчинников,

председатель совета ветеранов Палласовской дистанции пути

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31