13 июля 2020 18:22

13 июля 2020 18:22

В семнадцать мальчишеских лет

Лето 1941 года. Женя Мещеряков только что окончил семь классов средней школы и мечтал учиться дальше. Но 22 июня началась война, и стало уже не до наук. Парню в то время исполнилось всего шестнадцать лет, на фронт его не брали. Но ведь нужно же было что-то делать для Победы! И Евгений поступил в железнодорожное училище на станции Покровск осваивать профессию помощника машиниста паровоза.

Лето 1941 года. Женя Мещеряков только что окончил семь классов средней школы и мечтал учиться дальше. Но 22 июня началась война, и стало уже не до наук. Парню в то время исполнилось всего шестнадцать лет, на фронт его не брали. Но ведь нужно же было что-то делать для Победы! И Евгений поступил в железнодорожное училище на станции Покровск осваивать профессию помощника машиниста паровоза.

 

Евгений Иванович Мещеряков. (Фото Виталия Курганова).Время тогда уплотнилось до предела. Двухгодичные курсы ребята окончили за три месяца. В феврале 1942 года Женя Мещеряков уже получил направление на работу кочегаром паровоз в Покровское депо, хотя ему еще не исполнилось и семнадцати лет.

Тем временем враг ожесточенно рвался в глубь страны, ставя своей целью захват Сталинграда. Фашистские самолеты прорывались и к Саратову, стремясь во что бы то ни стало разбомбить железнодорожный мост через Волгу и нефтеперерабатывающий завод. Но им это не удалось.

В те смертельно опасные для всей страны дни Евгений Мещеряков в составе локомотивной бригады водил поезда через Палласовку, Эльтон, Верхний Баскунчак до станции Волжский. На плечи семнадцатилетнего паренька лег поистине адский труд. В поездке находились по трое-четверо суток. За это время приходилось перелопачивать десятки тонн угля. Но тяжелый физический труд, недосыпание и недоедание были не самыми тяжкими испытаниями. Станции и поезда на этом направлении являлись главной мишенью фашистских стервятников, так как именно железная дорога питала всем необходимым волжскую твердыню – Сталинград. Фашисты беспощадно и все более ожесточенно бомбили железнодорожников, многие из которых героически погибли, отстаивая интересы своей Родины. Не раз попадала под авиационные налеты и бригада Мещерякова, но судьба хранила ребят: фашистские бомбы их миновали.

В марте 1943 года Евгений вернулся из очередной поездки, как обычно, проведя в дороге около четырех суток. На место назначения благополучно доставили воинский эшелон, а обратно – санитарный поезд с ранеными. Домой добрался уставший, еле живой. Мечтал только об одном: отоспаться, отдохнуть, ведь через сутки уже предстояло отправляться в следующую поездку. Но дома ждала повестка, которую принесли еще двое суток назад: железнодорожнику предписывалось к 14 часам явиться в военкомат. Старенькие родители и родственники проводили сына и брата на фронт. А их защитнику не исполнилось еще и восемнадцати лет…

 

Сначала Евгений Мещеряков попал в учебный полк под Сызрань. Снова ускоренная трехмесячная подготовка – и вот он уже боец самоходной артиллерийской установки. Первый бой принял под Киевом, затем участвовал в Корсунь-Шевченковской операции. Был ранен и контужен, но, отдав «дань» госпиталям, снова участвовал в боях. Воевал на 1-м Белорусском, Центральном, 2-м Украинском фронтах. Освобождал от фашистских захватчиков Венгрию, Чехословакию, Польшу, Румынию. В его боевой биографии есть и памятная встреча с прославленным маршалом Рокоссовским. День Великой Победы волгарь встретил в Праге. Но после окончания войны демобилизовался не сразу, а только в марте 1950 года.

И вот наконец-то в дом Мещеряковых в Покровске снова вошел их сын. Только теперь на пороге стоял уже не тот школьник, что призывался в июне сорок первого, а бывалый солдат, боевой фронтовик, хотя самому герою еще не исполнилось и двадцати пяти лет. А пережить ему за прошедшие годы пришлось столько, что другим хватило бы на всю их долгую жизнь.

 

Вчерашнему защитнику Родины хотелось скорее вернуться к мирной гражданской жизни. Вопросов по поводу того, чем заняться, у Евгения Ивановича не возникало. Он снова пошел в родное депо Покровск и стал работать помощником машиниста паровоза. Ему опять пришлось ездить в Верхний Баскунчак. Только составы теперь были совсем другие: не военные и санитарные эшелоны, а вагоны с народнохозяйственными грузами. И это радовало, согревало душу человека, видевшего смерть и потому особо ценившего жизнь.

В 1952 году Евгений Мещеряков стал машинистом паровоза. С локомотивов-«пенсионеров» Эх пересел на более мощные СО. Они работали на нефти, поэтому перекидывать за поездку десятки тонн угля уже не приходилось. В 1955 году опытный железнодорожник переквалифицировался на машиниста тепловоза. После того, как покровское депо вошло в состав саратовского, он водил пассажирские поезда по пяти направлениям: на Ртищево, Петров Вал,  Сенную, Ершов, Калининск. В те годы Приволжская железная дорога развивалась быстрыми темпами. Вместо паровозов приходили тепловозы. Локомотивный парк с годами становился все более мощным. ТЭ2 уступили место ТЭ3, потом на вооружение железнодорожников поступили ТЭП10, ТЭП60, ТЭП70. Жезловая блокировка и полуавтоблокировка заменялись автоблокировкой, на станциях внедрялась диспетчерская централизация. Удлинялись плечи обслуживания локомотивных бригад.

 

Во многих этих новшествах активное участие принимал и Евгений Иванович. Так, он первым изучил схему тепловоза ТЭП10 и передавал свои знания молодежи. Первым он поехал и на Коломенский завод принимать тепловозы ТЭП60, а впоследствии многое сделал для их изучения и обслуживания тружениками депо. Любимая работа на железнодорожном транспорте стала настоящим призванием машиниста первого класса Евгения Ивановича Мещерякова.

Герой нашего рассказа прошел славный 60-летний боевой и трудовой путь. Лучшим подтверждением такой оценки являются его награды: ордена Красной Звезды, Отечественной войны, Октябрьской Революции, пять боевых медалей. И, конечно же, высшее признание отрасли – знак «Почетному железнодорожнику».

В мирные годы прожито и сделано гораздо больше, чем в военное лихолетье. Но Евгений Иванович навсегда запомнил 22 июня 1941 года. Не забудет он долгих дней и ночей Великой Отечественной, и никогда не утихнет в его сердце скорбь о погибших. И в этом мы все, ныне живущие, с ним солидарны.

 

Виктор Епифанцев,

бывший машинист первого класса, член совета ветеранов управления дороги

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31