10 июля 2020 10:13

10 июля 2020 10:13

Семь новых жизней транспортного контейнера

Качественным прорывом стало применение в хозяйстве СЦБ транспортабельных модулей при капитальном строительстве и обновлении устройств железнодорожной автоматики. В 1996 году в проекте элект-рической централизации стрелок и сигналов тупиковой станции Кокурино, впервые на нашей дороге, было предусмотрено размещение постового оборудования устройств СЦБ в специально приспособленном для этих целей большом транспортном металлическом контейнере, который в процессе своего совершенствования получил название – модуль.

Модули для размещения различного оборудования СЦБ на Приволжской дороге находят самое широкое применение.

 

Качественным прорывом стало применение в хозяйстве СЦБ транспортабельных модулей при капитальном строительстве и обновлении устройств железнодорожной автоматики.

 

Электромеханик Саратовской дистанции СЦБ Александр Листопадов за работой внутри модуля. (Фото автора).В 1996 году в проекте элект-рической централизации стрелок и сигналов тупиковой станции Кокурино, впервые на нашей дороге, было предусмотрено размещение постового оборудования устройств СЦБ в специально приспособленном для этих целей большом транспортном металлическом контейнере, который в процессе своего совершенствования получил название – модуль.

Такая разработка имела наименование «Контейнерная электрическая централизация», сокращёно ЭЦ-К. К тому времени она уже нашла массовое применение на малых станциях других дорог. Позднее при разработке электрической централизации средних станций появилась идея стыкования контейнеров, для чего убрали их боковые стены. В результате была разработана новая система – ЭЦ-ТМ. В её состав уже входило несколько контейнеров.

 Каждый контейнер – модуль представляет собой помещение с утеплёнными стенами, полом и потолком. В нем предусматривается электрическое отопление, освещение и приточно-вытяжная вентиляция с кондиционированием воздуха. Впоследствии к существующей комплектации добавилась современная система газового пожаротушения и охранной сигнализации. Непосредственно на месте строительства контейнеры устанавливаются на подготовленные бетонные фундаменты. Срок службы ЭЦ модульного типа такой же, как и у традиционных постов ЭЦ.

 

Основным преимуществом модульных систем является отказ от строительства капитального каменного здания. Применение таких систем позволило не только существенно снизить стоимость строительства, но и значительно ускорить строительство вообще и производство пусконаладочных работ в частности, т.к. контейнеры поставляются заводом уже с отрегулированной на искусственном макете реконструируемой станции автоматикой. Эксплуатационникам на месте достаточно при помощи сварки соединить модули между собой и подключить кабели управления светофорами, стрелками.

Первопроходцем в производстве таких модулей стал Санкт-Петербурский электротехнический завод.

С 1999 по 2007 год по программе «Обновления и модернизации средств ЖАТ» службы автоматики и телемеханики участки Саратов – Котельниково, Анисовка-Озинки, Сенная-Возрождение, а также станции Лозиновский, Кобзаревский, Линейная, Олейниково, Басинская были оборудованы электрической централизацией модульного типа.

В это же время контейнеры начали использоваться для размещения в них перегонной аппаратуры устройств теплового контроля буксовых узлов - ДИСК и КТСМ. Производство таких модулей наладило ООО «Термотрон» города Брянска.

 

Широко используются контейнеры для размещения аппаратуры автоматики и пульта управления временных блок-постов. Такие мобильные блок-посты устанавливаются на двухпутных перегонах и предназначены для организации бесперебойного движения во время капитального ремонта одного из путей.

Модернизация железнодорожной автоматики затронула все её подсистемы, в том числе и перегонные устройства. Возникло интересное предложение: оборудование из многочисленных релейных шкафов сигнальных установок многокилометровых перегонов сконцентрировать в одном помещении. Таким пунктом концентрации, расположенным на перегоне,  стал опять же модуль. Новшество заметно сократило эксплуатационные затраты на обслуживание, кроме того, значительно улучшило условия работы эсцебистов. Ведь наверняка читатели представляют, что значит, работать на перегоне под открытым небом, а непредсказуемые погодные условия могут напрямую отразиться на качестве выполняемых работ и надёжности самой перегонной автоматики.

 

В настоящее время разработчики устройств автоматики и телемеханики не останавливаются на достигнутом. Тенденция применения контейнеров для размещения различного оборудования СЦБ получила свое активное продолжение.

В этом году рядом с постами электрической централизации станций Саратов-1 и Трофимовский-2 появились модули с самыми современными автоматическими дизель-генераторными установками внутри. Сам модуль - отечественного производства. В новой конструкции в отличие от модулей ЭЦ появились автоматические вентиляционные жалюзи, которые открываются в момент пуска дизеля,  «сердце» которого – дизель-генераторный агрегат и автоматика управления изготовлены известной зарубежной компанией. Такие установки являются по своей сути третьим аварийным источником электроснабжения устройств СЦБ. Они предназначены для повышения надёжности работы технических средств при одновременном отключении основного и резервного электропитания на станции, ведь железнодорожная автоматика относятся к электроприёмникам 1 категории. От её исправной работы зависит безопасность движения поездов.

 

Новый модуль на станции Плёс.В связи с этим вспоминается случай, произошедший 7 лет назад, когда плановые работы по ремонту кабеля резервного фидера электропитания поста ЭЦ Саратов-1 затянулись на несколько дней. Станция работала на основном фидере, а отсутствующий резервный был временно подан от городской подстанции соседних жилых домов. Надёжность такого источника электроснабжения значительно ниже. Вот тогда в случае чего очень бы пригодилась такая дизель-генераторная установка.

 

Но теперь аппаратуре автоматики и телемеханики этих двух станций не страшны никакие перебои с электричеством.

Темпы строительства не снижаются и в настоящее время, техническое перевооружение и развитие хозяйства СЦБ с применением контейнеров продолжается. По программе этого года станции Сухой Карабулак, Плёс, Римско-Корсаковка пополнят большую семью модульных комплексов дороги. А удлинённые перегоны Котельниково – Гремячая и Жутово - Челеково будут оборудованы модульными пунктами концентрации аппаратуры автоблокировки. На станциях Ершов и Разъезд 6 километр появятся модульные дизель-генераторные установки. Изыскательские работы по выбору места их установки запланированы на ряде других станций дороги.

 

И это ещё не всё. В ближайшем будущем выработавшие свой ресурс компрессорные на автоматизированных сортировочных горках могут заменить автоматические компрессорные контейнерного типа производства ООО «Борец» города Москвы, а вместо релейных шкафов рядом с постом безопасности дежурного по переезду, возможно, появится модуль с аппаратурой управления переездной сигнализацией всё того же Санкт-Петербургского электротехнического завода.

Вероятно и то, что скоро на крупных станциях нашей дороги мы увидим и двухэтажные модульные комплексы электрической централизации. Кстати, первый такой большой комплекс, собранный из 20 контейнеров, уже эксплуатируется на станции Зеленогорск Октябрьской дороги.

 

Денис Селиверов,

технолог

по автоматике

и телемеханике Саратовского

отделения дороги

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31