21 сентября 2020 18:56

21 сентября 2020 18:56

Три «кита» Приволжской магистрали

И вот снова на календаре – День железнодорожника. Для каждого работника отрасли это один из главных праздников. Тем более нынешний, который мы отмечаем в год 170-летия железных дорог России. Потому и отпраздновать его хочется по-особенному – так, чтобы запомнился не только своим весельем, яркостью, широтой (а отмечать свой праздник широко и ярко – традиция железнодорожников), но и прежде всего отличными результатами в труде.

И вот снова на календаре – День железнодорожника. Для каждого работника отрасли это один из главных праздников. Тем более  нынешний, который мы отмечаем в год 170-летия железных дорог России. Потому и отпраздновать его хочется по-особенному – так, чтобы запомнился не только своим весельем, яркостью, широтой (а отмечать свой праздник широко и ярко – традиция железнодорожников), но и прежде всего отличными результатами в труде. Ведь праздник только тогда добрый, когда ему предшествует добрая работа – это тоже наша традиция. Только в этом случае он даст настрой на то, чтобы завтра работать еще лучше, эффективнее и результативнее, чем вчера.

С каким же настроением и настроем встречает свой профессиональный праздник юбилейного года Приволжская магистраль? Какие задачи предстоит ей решать в будущем, которое начинается уже сегодня? На эти и другие вопросы главного редактора дорожной газеты ответил в канун общесетевого торжества начальник Приволжской железной дороги Александр Храпатый.

 

– Александр Васильевич, поскольку разговор наш происходит еще в июле, оперировать цифрами семи месяцев мы пока не можем. Впрочем, и итоги полугодия, подбитые не так уж давно, по-видимому, позволяют судить о том, с чем 38-тысячный коллектив Приволжской пришел к Дню железнодорожника?

– В самом деле, цифры в наше время меняются стремительно, и для большей наглядности иногда лучше говорить не о конкретных цифрах, а об устойчивых тенденциях, о направлениях развития. Так вот, одна из таких тенденций, имеющих громадное значение для дороги, – это рост грузопотока. Начался он не вдруг, помню, я говорил об этом еще год назад, в преддверии прошлого профессионального праздника. Но в первом полугодии 2007-го этот процесс принял, можно сказать, стабильный характер: грузооборот дороги вырос в сравнении с предыдущим годом на 19 процентов, достигнув самого высокого уровня за последние шестнадцать лет. По всем внешним стыкам грузопоток существенно возрос: например, на границе с Северо-Кавказской дорогой – на 37 процентов по морозовскому ходу и на 44 процента по котельниковскому, на стыке с Куйбышевской магистралью по станциям Громово и Новоперелюбская – соответственно на 35 и 38 процентов. По итогам шести месяцев года наша дорога на 424 миллиона перевыполнила бюджетное задание по начислению выручки, и львиную долю этой весомой прибавки дали именно грузоперевозки. Нельзя не отметить и успех работников, обеспечивающих перевозку пассажиров, трудом которых плановая цифра по доходам превышена на 45 миллионов рублей. Уверен – да и прогнозы института «ГипротрансТИ» говорят о том же, – что в ближайшие годы объем работы будет расти.

 

– С чем связано столь серьезное увеличение нагрузки на Приволжскую дорогу?

alt– В первую очередь оно обусловлено, конечно, развитием отечественной экономики: больше производят товаров – значит, больше перевозят. При этом ОАО «Российские железные дороги», несмотря на растущую конкуренцию, по-прежнему остается бесспорным лидером на рынке перевозок. Но есть еще одна причина, и она – в качественных изменениях, произошедших на самой дороге. Мы не просто ждали этого возросшего вагонопотока – нет, мы боролись за него и тщательно к нему готовились. Развивали пропускные способности дороги, учились по-настоящему качественно использовать подвижной состав – каждый вагон и каждый локомотив. И вот результаты: пропуск вагонопотока на Приволжской сегодня можно охарактеризовать как ускорившийся. В первом полугодии дорога ежесуточно высвобождала около 800 вагонов, обеспечивая тем самым экономию эксплуатационных расходов и увеличивая погрузочные ресурсы компании.

 

Убедительным выглядит сопоставление сегодняшних результатов работы дороги с 2003 годом, с которого начали отсчет своей истории ОАО «РЖД» и дорога как его филиал. Эти годы стали временем наиболее интенсивного развития Приволжской дороги: существенно укреплена производственная база хозяйств пути, локомотивного, электрификации, СЦБ и других, эксплуатационных вагонных депо, создана база ремонта путевых машин; в путевом хозяйстве ручной труд в значительной мере уступил место труду машинному; внедрена технология тяжеловесного вождения поездов, которая сегодня совершенствуется. Так вот, за эти годы средняя скорость продвижения вагонопотока по Приволжской железной дороге увеличилась на 2,5 километра в час, а вагоны стали оборачиваться на 13 часов быстрее!

За этими цифрами – огромный труд коллектива дороги. Ведь обеспечить пропуск столь интенсивного вагонопотока – и обеспечить его к тому же с высоким качеством – было бы невозможно, не подготовив должным образом, во-первых, инфраструктуру дороги, во-вторых, персонал, который был бы способен грамотно и эффективно эксплуатировать эту инфраструктуру, и, в-третьих, конечно, технику.

 

– Вот вы и определили главные тематические блоки нашего разговора. Действительно, инфраструктура, техника и технологии, человеческий фактор – три «кита», что способны вывезти развитие любой компании, при условии, что ни один из них не «захромает». Как же работают они на Приволжской дороге? Давайте начнем, если нет возражений, с перемен в инфраструктуре.

– Одной из главных задач в этой области было – и продолжает оставаться – устранение так называемых барьерных мест, сдерживающих интенсивное продвижение грузопотока по нашей магистрали, в том числе с Урала и из Сибири к южным портам Азово-Черноморского бассейна.

Речь идет прежде всего о строительстве вторых путей. Вы знаете, что начиная с 2005 года дорога на основе инвестиций компании проделала огромную работу в этом направлении. Недавно мы с честью завершили важнейший этап – строительство вторых путей от станции Громово Куйбышевской железной дороги до стации Сенная. Теперь весь участок от Саратова до Сызрани стал полностью двухпутным. Близится к концу аналогичная работа на направлении Саратов – Петров Вал, там осталось обустроить один участок – Умет-Камышинский – Лебяжья. Всего же на Приволжской введено в эксплуатацию 194 километра вторых путей, подготовлено к вводу еще 10,6 километра. Это абсолютный рекорд для нашей магистрали: никогда до сих пор она так быстро не прирастала вторыми путями.

Разумеется, мы не собираемся довольствоваться тем, что сделано. Впереди – не менее масштабные задачи. Предстоит комплексная реконструкция участка Волгоград – Котельниково. Серьезного внимания заслуживает перспектива увеличения грузопотока по стыку с Южно-Уральской дорогой и реконструкция в этой связи участка Пугачевск – Новоперелюбская. Это направление мы рассматриваем и как возможность в будущем несколько разгрузить Транссиб, и как резервный ход в случае объемных ремонтных или строительных работ на других дорогах – как, например, сейчас, когда из-за капитального ремонта пути на Свердловской магистрали часть ее грузопотока отведена на Приволжскую.

 

altВот эти и многие другие актуальнейшие вопросы развития инфраструктуры мы ставим сегодня перед компанией, обосновываем необходимость их решения. И, что очень важно, получаем понимание и поддержку у руководства ОАО «РЖД». Сегодня в регионах обсуждается с участием субъектов федерации программа «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года», разработанная компанией с участием железных дорог. В соответствии с нею на Приволжской подготовлена программа развития дороги на тот же период. Помимо реализации уже названных проектов, предусмотрены и чрезвычайное важное строительство железнодорожного обхода Саратовского узла, и комплексная реконструкция участка Трубная – Верхний Баскунчак, являющегося составной частью транспортного коридора «Север – Юг», и очень значимые для дороги мероприятия по развитию основных сортировочных станций – имени Максима Горького и Анисовка.

О проблемах развития инфраструктуры можно говорить очень долго. Пожалуй, неважных вопросов здесь нет – иначе они просто не стояли бы в повестке дня. И все же хочу выделить еще два, что имеют отношение к дальнейшему развитию локомотивного хозяйства дороги: это строительство пунктов технического обслуживания локомотивов на станции имени Максима Горького и завершение реконструкции Ершовского локомотивного депо. Это позволит значительно улучшить качество содержания локомотивов, обеспечить их безотказную работу.

 

– Понятно, что все эти дела – уже состоявшиеся и предстоящие, требующие громадных инвестиций и затрат более скромных, – имеют одну цель: увеличение пропускных и провозных способностей магистрали, а значит, и скорости движения поездов. Вот почему, обсуждая эту тему, просто нельзя обойти стороной состояние пути: ведь это звено из той же цепочки.

– Совершенно верно. Не менее важно, чем строить вторые пути, привести уже имеющиеся в состояние, позволяющее реализовать повышение скоростей. С этой целью в ОАО «РЖД» впервые решен вопрос о выделении инвестиций на реконструкцию верхнего строения пути и комплексную реконструкцию пути, и дороге на 2008 год уже выделены средства, которые позволят повысить скорости на 29 километрах пути. В результате будет укреплен не только сам железнодорожный путь, но и устройства СЦБ и электрификации, чтобы в дальнейшем их отказы не сводили на нет эффект реконструкции. Это очень правильное решение.

Результатом целенаправленной работы по укреплению путевого хозяйства стало снижение балльной оценки пути в первом полугодии 2007 года до 43 баллов, уменьшено и количество километров с неудовлетворительной оценкой. Дальнейшее улучшение ситуации мы планируем обеспечить переходом на участковый метод содержания пути и повышением эффективности использования путевой техники – как на текущем содержании пути, так и при выполнении ремонтных работ. С этой точки зрения верным шагом было создание в Аткарске специализированного подразделения по ремонту путевой техники, которое в текущем году должно подготовить к выполнению разнообразных технических задач около 90 машин.

 

– Александр Васильевич, чувствую, что разговор плавно переходит к другой важнейшей составляющей успехов дороги – впрочем, и ее проблем тоже. Однако прежде чем речь пойдет о вагонах и локомотивах, не уместно ли будет вспомнить о пассажире? Дорожная инфраструктура да и прочие специфические материи его волнуют мало – были бы билеты в кассах, да подешевле, и места в вагонах, да получше. И потому-то все, что делается для развития дороги, делается в первую очередь для него, пассажира.

– Уж о пассажире-то железнодорожники никогда не забывают. Особенно в пору массовых летних перевозок, когда, несмотря на все наши старания, с билетами в кассах и комфортом в вагонах проблемы все же случаются. Но это, конечно, случаи единичные, в то же время повышение качества обслуживания пассажиров – главный ориентир той категории работников, что трудится на этом важнейшем участке.

При всем желании я не смогу перечислить все услуги, которые предлагают сегодня перевозчики своим пассажирам: слишком длинным будет список. А их, пассажиров, с начала года отправлено со станций дороги более 16 миллионов человек: девять миллионов в дальнем следовании и семь в пригородном сообщении. Но приятных новостей в текущем «пассажирском сезоне» достаточно. Это и дополнительные поезда и вагоны, назначенные на летний период. Это современные комфортные вагоны, которых на дороге пока еще мало, но дальше, несомненно, будет больше; уже курсируют в пассажирских составах и вагоны, оснащенные специальными удобствами для инвалидов-колясочников. Это и такие приметы нового отношения к пассажиру, как, например, возможность приобрести проездные документы через Интернет с помощью пластиковых банковских карт международных платежных систем или совершить поездку, по желанию, в мужском, женском или смешанном купе.

Да и новая структура, начавшая функционировать с 1 апреля 2007 года, – Приволжская дирекция железнодорожных вокзалов – тоже, надеюсь, станет «хорошей новостью» для людей, пользующихся услугами Приволжской железной дороги. Потому что задачи дирекции – сделать все для того, чтобы пассажирам стало комфортней и безопасней не только в поездах, но и на вокзалах тоже.

Одним словом, пассажир – наш главный и самый драгоценный «груз». Так было всегда, так есть и так будет.

 

– Что сделано и делается, чтобы техника – движимое имущество компании – безотказно работала на перевозках пассажиров и грузов, доверенных Приволжской железной дороге?

– Решающее значение для пропуска повышенного вагонопотока имело, наряду с развитием инфраструктуры, и содержание локомотивного парка, которое с 2003 года существенно улучшилось. Так, пробег локомотива увеличился на 140 километров, а его среднесуточная производительность – на 15 процентов. Это хорошие показатели, и добились мы их во многом благодаря тому, что стали уделять больше внимания качеству ремонта. Да, у нас случаются еще внеплановые заходы локомотивов на ремонт, а за каждым таким случаем – чья-то недоработка, нарушение технологии ремонта. Ни один подобный случай не остается без внимания, мы их анализируем, принимаем меры, думаем, что еще можно предпринять. Прежде всего, укрепляем техническую базу ремонта. Я уже говорил о том, какое значение придается реконструкции депо на станции Ершов, которое в ближайшей перспективе станет основным предприятием дороги по ремонту тепловозов. Мы сегодня конкретно приступили к реализации программы разделения локомотивного хозяйства на ремонтную и эксплуатационную базы. Это фактор, безусловно, положительный для повышения качества как одного, так и другого направления работы. Руководство ремонтных подразделений будет больше внимания уделять снабжению, повышению квалификации слесарей и другим вопросам, а эксплуатационники, со своей стороны, смогут лучше выполнять свои функции по своевременной экипировке и грамотной технической эксплуатации машин. Кстати, нехватка запасных частей все реже и реже является барьером на пути к качеству. Решающую роль здесь – как и повсюду на дороге – играет ответственность каждого человека на своем  месте.

Такие же задачи стоят сегодня и перед вагонниками, хозяйствами СЦБ и электрификации.

 

– Да и кадровая проблема у них, по сути, та же, что у локомотивщиков: здесь – нехватка  локомотивных бригад, там – в дефиците осмотрщики вагонов, другие службы добавят к списку и другие профессии…

– И эту проблему дорога тоже последовательно решает. К примеру, на станции имени Максима Горького смогли обеспечить ускоренную обработку поездов, в том числе и потому, что укомплектовали коллектив квалифицированными осмотрщиками вагонов. Близки к этому и на ПТО станции Анисовка.

Увеличение контингента локомотивных бригад – действительно острейшая проблема. И неотложная: решить ее как можно скорее требует от нас рост объемов перевозок. А решается она не вдруг: машиниста надо обучить, обкатать, убедиться, что человек к нам пришел не случайно, и уж после доверить ему локомотив. Впрочем, не только локомотив – и безопасность движения, и сохранность грузов, а самое главное, жизни людей.

Конечно, и учим, и обкатываем, и контингент пополняем. Готовим квалифицированный персонал в дорожных технических школах, транспортных техникумах, привлекаем и выпускников вузов. Не только к работе машинистами и их помощниками, разумеется, – я говорю и об осмотрщиках вагонов, и об электромеханиках, монтерах СЦБ, дефектоскопистах и представителях многих других специальностей, без которых дороге сегодня не обойтись. Безусловно, поможет в этом важнейшем деле скорое новоселье Саратовской дортехшколы: она получит новое помещение, где мы сейчас заканчиваем масштабную реконструкцию, самое современное оборудование. Но проблема дефицита кадров основных профессий все равно пока не изжита.

 

– К сожалению, остается на повестке и другая проблема, очень тесно связанная с кадровой, –  безопасность движения.

alt– Да, остается. Не стану повторять на сей счет прописных истин: эта тема – безопасность – всегда была в компании темой номер один, так что все уже сказано на самом высоком уровне. Но четыре грубейших нарушения безопасности движения, допущенные на дороге в первом полугодии: один  проезд запрещающего сигнала, два схода подвижного состава и один сход тележки – явно не те «достижения», которыми хотелось бы встречать профессиональный праздник. Конечно, виноваты в каждом случае конкретные люди – единицы, но «ложка дегтя» идет ведь в общую «бочку», пятно ложится на весь коллектив! И даже очевидные успехи и масштабные планы из-за этого пятна уже не выглядят столь убедительными.

Вот о чем я хотел бы напомнить сегодня железнодорожникам Приволжской, которые вместе со всей сетью перешли с 1 апреля этого года на новую корпоративную систему оплаты труда. Подчеркну: корпоративную – это значит, что оценка труда каждого напрямую зависит от общего результата. И, стало быть, в этом результате должен быть заинтересован каждый. Каждый! Кстати, средняя заработная плата на дороге в июне выросла на 14 процентов по сравнению с мартом, когда все последний раз получили «по-старому». А на перевозках и того больше – на 14,8 процента, в том числе у локомотивных бригад зарплата прибавила 26 процентов, у электромехаников – 18 процентов, у приемосдатчиков груза и багажа – 16,8 процента и так далее.

А теперь каждый пусть спросит себя: все ли я делаю для того, чтобы и завтра доходы компании и мои собственные росли такими же темпами, а финансовые потери столь же интенсивно снижались бы?

 

– И все-таки, Александр Васильевич, хоть к «человеческому фактору» мы вынуждены обращаться постоянно, не хотелось бы заканчивать предпраздничную беседу на такой проблемной ноте…

 

– К счастью, «человеческий фактор» – это не только проблемы. В гораздо большей степени – это богатство нашей дороги, нашей компании. Главное богатство – огромная армия специалистов, с которой не сравнится числом ни одна другая российская корпорация. Этих людей – высокопрофессиональных, талантливых, ответственных, добросовестных, с гордостью носящих звание железнодорожника и действительно составляющих гордость железной дороги, – их я от души поздравляю с нашим профессиональным праздником. Желаю им и их близким крепкого здоровья, успехов в труде, мира и благополучия в семьях. Желаю энергии, оптимизма и веры в наше общее будущее, которое мы все вместе делаем сегодня.

 

Беседовала Ирина Бакалова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31