21 сентября 2020 19:46

21 сентября 2020 19:46

Льгота ценна, если она реально работает

На вопросы газеты «Железнодорожник Поволжья» отвечает председатель дорожного комитета профсоюза Ярослав Садивский.
– Профессиональный праздник – День железнодорожника – помимо всего прочего, еще и очень уместный повод оценить сделанное. Каковы основные наработки дорожной профсоюзной организации за прошедший год – от праздника к празднику?

На вопросы газеты «Железнодорожник Поволжья» отвечает председатель дорожного комитета профсоюза Ярослав Садивский.

 

– Профессиональный праздник – День железнодорожника – помимо всего прочего, еще и очень уместный повод оценить сделанное. Каковы основные наработки дорожной профсоюзной организации за прошедший год – от праздника к празднику?

– Прежде всего отмечу, что мы смогли продвинуться в ряде вопросов, в которых непосредственно заинтересован профсоюз, за которые он ответственен. Это вопросы охраны труда, оплаты труда и занятости.

За год мы имеем снижение случаев травматизма, но в полной мере нас такой расклад не может устраивать – этот показатель должен быть нулевым. Однако если в предыдущие годы он хоть и не рос, но и не падал, то теперь ситуация больше под контролем, работа дает результаты, динамика уменьшения есть.

Относительно занятости. В предыдущие годы, особенно в 2006-м, из-за падения объемов работ приходилось прибегать к таким непопулярным мерам, как сокращенный рабочий день, отпуска без содержания. В нынешнем году картина совсем иная, о подобных мерах и речи нет: объемы растут, и сейчас ситуация диаметрально противоположная – остро не хватает людей. В связи с этим развернута целая программа подготовки работников, дортехшкола работает в полном режиме.

Теперь по вопросу оплаты труда. С 1 апреля мы достаточно безболезненно  перешли на новую систему оплаты труда. Есть, конечно, недостатки, но мы их отслеживаем, устраняем, в чем находим полное взаимопонимание с руководством дороги. Что это дало для людей? Конечно, все ожидали увеличения – оно на практике оказалось небольшим, можно сказать, на уровне инфляции. Но мы сумели с переходом на новую систему оплаты труда решить три задачи. Во-первых, минимальный размер оплаты труда составил три с половиной тысячи рублей, это выше прожиточного уровня в стране. То есть то, что государство еще собирается делать, мы уже сделали. Во-вторых, очень ценно, с нашей точки зрения, что удалось гарантированную часть оплаты труда увеличить почти в два раза. Если раньше на каждую тысячу рублей эта часть составляла 40 процентов, а остальное люди получали в виде разного рода надбавок, доплат и так далее, то сейчас мы эту пропорцию перевернули: гарантированная, тарифная  часть – это 60, 65, до 70 процентов по некоторым категориям. Так и должно быть: работник меньше зависит от милости или немилости непосредственного начальника.

Третья задача, которую мы решили, – привлечь молодежь. Раньше было как? Приходит молодой человек на производство – разряд у него низкий, выслуги нет, премия положение не спасает. Поработает два-три месяца и уходит. Сейчас мотивация труда заметно выше. То есть задачу привлечь людей мы решили. Остается задача удержать людей, вот ее теперь надо как-то решать. Потому что тех людей, которые проработали на транспорте много лет и получали солидное вознаграждение за выслугу, мы сейчас вроде бы сравняли с молодыми. Здесь вопрос в большей степени психологический. Зарплата у них если не упала, то практически и не выросла. Разрабатываются предложения – как все-таки выделить и отметить старослужащих, ветеранов в виде каких-то разовых выплат, вроде вознаграждения за преданность компании.

 

– Как выполнялся действующий ныне коллективный договор? В каких социальных льготах мы шли дальше отраслевого тарифного соглашения?

 

– В действующем коллективном договоре Приволжской дороги есть конкретные отличия от других дорог. Первая – это льгота пенсионерам по оплате телефонов, на других дорогах этого нет. Это доплата к стипендиям детей железнодорожников, обучающихся в наших железнодорожных вузах.

Это и компенсация от дороги  молодым специалистам за нанимаемое жилье, частную квартиру в размере 75 процентов от его стоимости. Вот три солидных, ощутимых позиции, льготы, которых на других дорогах нет.

Сейчас заканчивается срок действия коллективного договора. Мы вступили в третий этап реформированиям с выделением из состава дороги дочерних обществ – пассажирской дирекции, дирекции по ремонту грузовых вагонов и других. Возьмем, к примеру, строителей, вошедших в «Росжелдорстрой». Отделившись, они потеряли некоторые льготы, потому что дорожный Коллективный договор на них уже не распространяется, а своего у них не было, затем все-таки они его заключили, но в усеченном виде. И таких организаций все больше – «Желдорпроект», ДЦРС и так далее. То есть проблему обязательно надо решать. Настала необходимость заключать отраслевое тарифное соглашение. Согласно Трудовому кодексу это отраслевое тарифное соглашение должно определить минимальный уровень  льгот и социальных гарантий, а уже на основании ОТС каждый филиал, каждое дочернее общество должны заключить свой коллективный договор. Но уровень прописанных там льгот и гарантий должен быть никак не ниже, чем в ОТС. Больше можно, меньше нельзя.

Сейчас создана база для заключения такого соглашения. Создано объединение работодателей, профсоюзами разработан проект отраслевого тарифного соглашения. Включили и мы свои предложения. Все они  направлены паритетной стороне, идут переговоры, с чем-то партнеры по переговорам соглашаются, с чем-то пока нет. Стоит задача – до октября  завершить подготовительную работу, подписать договор и тем самым дать  возможность всем филиалам и выделенным из состава ОАО организациям  заключать уже свои коллективные договоры.

Говоря о льготах и социальных гарантиях, надо учитывать, что некоторые из них в современных условиях уже не действуют, не стимулируют. К примеру, такая льгота, как  выдача бытового угля. Вроде льгота есть, а практически пользуются ею все меньше и меньше людей. Улучшаются жилищные условия, где-то идет газификация – зачем нужен уголь? Есть предложение монетизировать эту льготу. Или такая льгота, как бесплатный билет раз в год. Льгота тоже вроде бы на всех распространяется, а пользуются ею не все. Почему мы должны загонять человека в рамки? Сейчас и другие виды транспорта неплохо развиты. Пускай он вместо билета берет денежную компенсацию, доплачивает до авиабилета или покупает бензин и едет на место отдыха на своем автомобиле. Это пока вариант решения, и не бесспорный, он тоже обсуждается. Ведь смысл всех льгот и гарантий в том, чтобы  в изменяющихся условиях удержать людей, чтобы они больше чувствовали заботу и поддержку компании.

 

– Традиционный вопрос: ваши пожелания  работникам дороги в день профессионального праздника?

 

– Ответ будет не менее традиционным: конечно же, праздничного настроения, благополучия семьям, здоровья всем нашим труженикам. Чтобы мы меньше денег тратили на больничные листы, а больше направляли на санаторное, курортное лечение. И еще, чтобы цифры планов оборачивались такими же, и не менее того, цифрами на деле – и в объемных, и в качественных показателях. Будет работа – будут в полном объеме все социальные льготы, будет нормальная, достойная  жизнь.

 

Геннадий Наконечный

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31