30 сентября 2020 22:08

30 сентября 2020 22:08

Вензели - на форму

Железнодорожному празднику на самом деле более 110 лет. Бытует мнение, что День железнодорожника – пода­рок отрасли от советской власти. Между тем этот праздник появился в России задолго до 1917 года.
В отечественной истории импе­ратор Николай I обоснованно упо­мянут как «основатель железнодо­рожного дела в России». Именно при нем все и началось: и первая железная дорога в Царское Село, и первая «всероссийская магис­траль» от Санкт-Петербурга до Москвы…

Железнодорожному празднику на самом деле более 110 лет.

 

Бытует мнение, что День железнодорожника – пода­рок отрасли от советской власти. Между тем этот праздник появился в России задолго до 1917 года.

 

Празднование Дня железнодорожника в Зеленом театре ЦПКиО имени Горького. В президиуме первый заместитель председателя Совета Министров СССР Л. Каганович (третий слева), министр путей сообщения Б. Бещев и другие.В отечественной истории импе­ратор Николай I обоснованно упо­мянут как «основатель железнодо­рожного дела в России». Именно при нем все и началось: и первая железная дорога в Царское Село, и первая «всероссийская магис­траль» от Санкт-Петербурга до Москвы…

Комитет министров той поры значительным большинством голосов высказался против строи­тельства железных дорог в стране, и только решительность императора заставила консерваторов из правительства приступить-таки к сооружению магистрали между российскими столицами: «Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как на дело великой государственной важности… и надеюсь, что потомство оправдает мое решение». Потомки оценили историческое решение царя.

В 1895 году, к 100-летию со дня рождения Николая I, были приуро­чены торжественные мероприятия Департамента железных дорог и управлений Царскосельской, Николаевской и Варшавско-Венской железных дорог – тех, что были образованы в его царствование.

Служащим этих дорог были пожа­лованы «вензелевые изображения имени императора Николая I на форму одежды». Одновременно кра­сивыми вензелями украсили локомо­тивы и пассажирские вагоны выше­названных дорог. К этой же дате на Петербургском и Московском вок­залах установили мраморные бюсты императора Николая Павловича (убраны после 1917 года).

 

Через год приказом министра путей сообщения № 68 от 9 июля (по старому стилю) 1896 года в честь дня рождения императора Николая I устанавливалось еже­годное празднование всеми цент­ральными и местными учреждени­ями, заведовавшими железными дорогами в России. Вот она, дата отсчета всероссийского праздни­ка железнодорожников – 25 июня 1896 года. Уже 111 лет ему!

Кстати, это был первый профес­сиональный праздник транспорт­ников не только в нашей стране, но и в Европе.

В тот день, 111 лет тому назад, занятий в центральных и местных железнодорожных учреждениях не было. На крупных станциях и вокзалах устраивались благодарс­твенные молебны. Особенно тор­жественно прошло богослужение на набережной Фонтанки, дом 117, где тогда располагалось российское Министерство путей сообщения.

Перед началом молебна насто­ятель церкви Института инжене­ров путей сообщения протоиерей Городцов обратился к присутс­твующим с пастырским словом. Подчеркнул важность «установле­ния всероссийского празднества по всему ведомству железных дорог». Выделил роль и значение соб­равшихся здесь «представителей великого всероссийского железно­дорожного дела, ответственных за тот рост и за то преуспеяние, кото­рого достигли железные дороги в истекшее столетие...». И завершил протоиерей свое слово так: «Всякому служению должно предшествовать знание, соединенное с любовию к своему делу. Чем больше любви и понима­ния дела, тем оно лучше и успеш­нее совершается...».

 

Столичное торжество завер­шилось праздничным обедом в Павловске, на Царскосельской дороге. Министр князь М.И. Хилков по поручению Николая II в тот момент нахо­дился на линии Транссиба. Всеми делами временно ведал дирек­тор канцелярии министра тайный советник А.С. Ермолов. Именно ему и пришлось держать речь на банкете. Причем начал он с тех самых слов, что так часто потом мы слышали все советские годы: «Наш праздник – это торжество труда!».

После Октябрьской револю­ции о Дне железнодорожни­ка не вспоминали почти 20 лет. Замечательную эту традицию в СССР возродили лишь в 1936 году. И в этот раз праздник тружеников стальных магистралей стал пер­вым профессиональным праздни­ком в Стране Советов.

Центральные партийные орга­ны в те годы задействовали весьма эффективный рычаг идеологичес­кого воздействия –  всесоюзные совещания рабочих и работниц – стахановцев промышленности и транспорта. Ряд таких совещаний прошел в 1935 – 1936 годах в Кремле. На них приглашались со многих дорог луч­шие паровозники, путейцы, дви­женцы, работники заводов транс­порта, вагонники, связисты.

 

Такие совещания, кстати, про­ходили критично, хлестко и были деловыми по своей сути. Нередко застарелые вопросы тут же реша­лись без волокиты и действенно, что способствовало авторитету этих мероприятий. Именно здесь наряду с конкретными предложениями не раз звучали мысли о Дне железно­дорожника как дне максимальных трудовых усилий во славу Родины.

В результате появилось-таки долгожданное постановление за подписью тогдашнего формального главы государства М.И. Калинина: «...Удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Ленинской, им. Л.М. Кагановича и других железных дорог об установлении еже­годно в годовщину приема желез­нодорожников руководителями партии и правительства – 30 июля – «Всесоюзного дня железнодо­рожного транспорта Советского Союза...». Спустя четыре года время отраслевого праздника установили в первый выходной день августа.

Первый в новейшей истории страны День железнодорожника был объявлен всенародным праз­дником, и подготовка к нему шла по всему Союзу. Но центральны­ми площадками стали два сто­личных парка – имени Горького и Сокольники. Основное торжество проходило на открытом воздухе, среди цве­тов в Зеленом театре парка имени Горького, вмещавшем 20 тысяч зрителей. При входе в парк гостей встречали поднятые «крылья» бутафорских семафоров: путь открыт, празднику – зеленая улица!

 

По сообщениям газет тех лет, около 300 тысяч человек побы­вали в парке имени Горького. Практически весь громадный и так любимый тогда парк при­надлежал железнодорожникам: после торжественной части здесь веселились допоздна. Парк зве­нел песнями: в те трудные годы люди особенно много и хорошо пели – у всех на слуху тогда были лирические мелодии наших ком­позиторов-песенников о родной стране, ее столице, светлом буду­щем, что виделось где-то совсем близко. Весь вечер в аллеях и на набережной Москвы-реки играла музыка, под задорную медь духо­вых оркестров ноги сами несли в круг танцующих.

В последующие годы праздно­вание стало жестко регламентиро­ваться, какая-то живинка истаяла. Торжественные заседания МПС СССР и ЦК профсоюза железно­дорожников обычно проходили в лучших залах столицы. А вот в ЦПКиО имени Горького желез­нодорожники вернулись только спустя 110 лет после учреждения праздника. Но, может, традиция народных гуляний возродится?

 

Юлиан Толстов,

историк-архивист

 

 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31